Научная электронная библиотека. Что такое потенциал

27.08.2021 Ринит

Интерес к существующим, но не проявленным характеристикам личности и человеческого бытия в целом существовал на всем протяжении многовековой истории философии и психологии. Однако нельзя не заметить, что объяснительный потенциал категорий «возможности» и «потенциал» (человеческий, личностный, профессиональный и т.п.) реализован явно недостаточно.

Впрочем, насколько маргинальным, не интегрированным в систему психологической терминологии остается термин «возможности», настолько в последние годы утвердилось понятие «человеческий потенциал», определяющее ныне одну из наиболее актуальных междисциплинарных проблем, получивших к тому же «мировое признание» (отчасти благодаря интеграции с проблематикой «устойчивого развития»). В России эта проблема рассматривается в рамках концепции человеческого потенциала в Институте человека РАН {Генисаретский, Носов, Юдин, 1996; Келле, 1997; Авдеева, Ашмарин, Степанова, 1997 и др.), где понятие человеческого потенциала «переопределяется», конкретизируется в различных аспектах его изучения: социальноорганизационном, экономическом, социально-экологическом и экзистенциальном. Сформулированы понятия базового, деятельностного, психологического потенциала - как индивидуального, так и Работа выполнена при поддержке программы грантов Президента Российской Федерации молодым ученым, проект № 01-06-99156м.

популяционного (Зараковский, Степанова, 1998), психофизиологического потенциала (Медведев, Зараковский, 1994), профессионального потенциала личности (Маноха, 1995).
Эти новейшие исследования опираются на богатую психологическую традицию. Еще в шестидесятые годы XX века развитие идей экзистенциальной и гуманистической психологии привело к созданию движения «Человеческий потенциал» (Эсаленский институт, США). Многомерный процесс развития личности описывался через понятия «стремление к смыслу» (В. Франкл), «полноценного человеческого функционирования» (К. Роджерс), «самоактуализации», «самореализации» (Ш. Бюлер, А. Маслоу). В российской психологии также накоплен опыт изучения человеческого потенциала, проявляющегося как личностный и творческий: психология творчества (Д.Б. Богоявленская, Я.А. Пономарев), психология субъективности (В.И. Слободчи- ков), психологическая антропология (В.П. Зинченко), психология жизненного пути (Л.И. Анцыферова, К.А. Абульханова-Славская, А.А. Кроник), психология неадаптивной активности (В.А. Петровский), концепции жизненных миров личности (Ф.Е. Василюк) и мета- индивидуального мира (Л.Я. Дорфман), психология смысловой сферы личности (Д.А. Леонтьев).
Возможностям повезло гораздо меньше. Ни один из советских и российских психологических словарей не содержит термина «возможности» (как, впрочем, и статей, посвященных понятию «потенциал личности»). Этот термин преимущественно употребляется, когда нужно уточнить, оттенить ту или иную грань связанных с личностью и мотивацией понятий.

Так, характеризуя процесс саморегуляции, К.А. Абульханова-Славская указывает, что «личность "принимает в расчет" не только "нужное количество, меру активности", но и учитывает свое состояние, возможности, всю совокупность мотивов, социально-психологических ориентации и т.д.» (1991, с. 97). А.А. Ершовым мотивообразующий эффект саморегуляции определяется через соизмерение человеком своих возможностей и «духовных, интеллектуальных, волевых, физических потенциалов» с требованиями среды, условиями и целями деятельности, с объективно необходимыми затратами (1991, с. 15-16). В монографии А.А. Ершова определения понятий «возможности» и «потенциалы» не сформулированы; К.А. Абульханова-Славская, раскрывая свое понимание возможностей субъекта (от которых зависит регуляция деятельности), специально оговаривает ограниченность этого определения контекстом: «... В данном случае мы имеем в виду его способности, навыки и особенности реакции на неожиданность и т.д.» (1980, с. 270).
В философии с помощью парных категорий возможности и действительности описываются процессы развития материального мира.

Возможность как объективная тенденция развития при определенных условиях переходит в действительность, существующую как реализация некоторой возможности. Взаимопереходы реальной и абстрактной возможностей, количественное их соотношение составляют основу вероятностного прогнозирования субъектом последствий своих действий, а также тенденций, существующих независимо от него.
Практически все вопросы, поставленные в философии применительно к проблемам возможного и действительного, имеют тесную связь со сферой психологии - например, соотношение «актуального» и «потенциального». Еще Аристотель в «Метафизике» предупреждал о невозможности строго определить «потенцию», «акт» и связывающую их «энергию». Возможность перевода потенциального в действительное, считал Гегель, содержится в человеческом действии: «Истинное бытие человека есть его действие: в нем индивидуальность действительна» (1959, с. 172). Достаточно близкие положения высказывались и С.Л. Рубинштейном, и А.Н. Леонтьевым: сознание только опосредует изменения, производимые действиями субъекта.
Другой аспект связан с проблемой соотношения свободы и детерминированности в человеческой деятельности (обзор психологических подходов к этой проблеме см. в: Леонтьев, 2000). Оппозиция «свобода-детерминизм» издавна служит эвристическим основанием в классификациях психологических теорий и подходов. Разные степени свободы, вероятно, не образуют однородный континуум, поскольку свобода и необходимость могут представлять одну и ту же сущность, что отражено, например, в следующем высказывании Шеллинга: «Именно сама внутренняя необходимость умопостигаемой сущности и есть свобода lt;...gt;. Необходимость и свобода существуют одна в другой, как одна сущность, лишь рассматриваемая с разных сторон и потому являющаяся то одним, то другим» (1908, с. 127).
Еще одна грань проблемы возможного в философии - проблема потенциальной бесконечности. Трактовка самосознания как бесконечного стремления восходит к Платону, проходит через всю платоническую традицию христианской философии к утверждению Фихте о том, что сущность человеческого Я есть бесконечное стремление. В своих желаниях и действиях Я всегда встречает границу, препятствие: без такого ограничения, такого чувства конечности не было бы стремления. Но вместе с тем «...стремление есть отрицание ограничений, выход за пределы каждой вновь полагаемой границы: и без такого чувства от всякой данной конечности тоже не было бы стремления» (цит. по: Вышеславцев, 1994, с. 139). Вряд ли возможно определить, когда - в историческом масштабе - человеческое Я приобретает импульс такого рода, стремясь не к чему-то опреде

ленному, но - к пределу возможного. Карл Ясперс, один из самых проницательных мыслителей XX века, само появление человека современного типа связывал с появляющейся в «осевое время» рефлексией человека относительно границ и пределов своих возможностей. Ясперс полагал, что в осевое время разрыв между возможностями большинства людей и возможностями отдельных личностей был существенно выше, нежели сейчас {Ясперс, 1994).
Разработка трагических граней диалектики возможного и невозможного связана прежде всего с именем Серена Кьеркегора. Человеческое Я, по Кьеркегору, равным образом нуждается в возможности и необходимости: «...Оно необходимость, ибо является собою, но и возможность, ибо должно собою стать» (1993, с. 272). Недостаток необходимости вызывает «потерю Я», «отчаяние возможного», недостаток же возможного означает, что для человека все стало необходимостью или банальностью. По Кьеркегору, отчаянию этого рода в первую очередь подвержены детерминисты и фаталисты. В первую очередь - но, увы, не только они. М. Хайдеггер убедительно выстраивает логику отношения конформистского сознания к возможному - когда толкования других заранее ограничивают «...свободные для выбора возможности кругом известного, достижимого, терпимого, того, что пристойно и прилично. Эта нивелировка возможностей присутствия до ближайше доступного осуществляет вместе с тем зашоривание возможного как такового. Средняя повседневность становится слепа к возможностям и успокаивается одним "действительным". Эта успокоенность не исключает расширенной деловитости озабочения, но возбуждает ее. Воля не волит тогда позитивных новых возможностей, но имеющееся в распоряжении "тактически" видоизменяется таким образом, что возникает видимость каких-то свершений» (1997, с. 194).
Можно было бы и дальше продолжать краткий экскурс в философскую проблематику возможного и невозможного, но остановимся на этом, отметив тесное переплетение философских, психологических, социальных аспектов проблемы.
Границы возможного не существуют вне осознающего их человеческого сознания; вместе с тем, будучи осознанными однажды, они становятся неотъемлемым элементом жизненного мира человека - «организованной совокупности всех объектов и явлений действительности, связанных с данным субъектом жизненными отношениями» (Леонтьев, 1990, с. 51). На наш взгляд, ни одно из используемых в психологии мотивации понятий не совпадает с теми, которыми описываются представления человека о его возможностях в единстве с мотивационными побуждениями к их достижению. Сферу возможного определим как относительно устойчивую систему взаимосвязанных
целей-ценностей, достижимых при изменениях наличной ситуации субъекта вследствие ее собственной динамики развития или в результате деятельности субъекта (либо прекращения деятельности). При наиболее благоприятных условиях и максимальной эффективности и мотивированности субъекта результат его деятельности будет соответствовать пределу, или границе возможного (подробнее см. Иванченко, . Сфера невозможного лежит «по ту сторону» предела возможного и определяет человека отрицательно (как то, чем он не был, не стал, не будет). Хотя в общем виде развитие личности можно представить как расширение сферы возможного, рост достигнутого влечет за собой умножение не осуществившихся вариантов развития и расширение сферы невозможного. В широком смысле любой процесс развития состоит не только из роста и совершенствования, но и из потерь и упадка (такой взгляд утвердился, в частности, во всевозрастном подходе в психологии развития - Балтес, 1994).
Сфера возможного по отношению к жизненному миру выступает как его идеальный, предвосхищаемый прообраз. В процессе целепола- гания субъект выходит за пределы требований наличной ситуации и стремится практически определить границы своих возможностей. Но еще до этого он обладает «представлениями о возможном», присущими тем или иным социальным общностям или группам и в совокупности образующим «пространство возможностей» индивида. Поскольку представления о возможном являются одним из видов «социальных представлений» (история этого понятия прослежена в обзоре Московичи, 1992), к ним также можно отнести следующие характеристики: способность предопределять и предписывать поведение индивида (М. Вебер), определенная устойчивость и объективность (Э. Дюркгейм), функция преодоления дистанцированности от других членов общности (Г. Зиммель).
Вполне очевидно, что границы человеческой деятельности задаются и объективными условиями, и личностными особенностями субъекта, например, способностями, мотивацией достижения успеха или избегания неудач в той или иной сфере. В более общем плане само социальное пространство может определяться как «набор возможностей действия» (Левада, 1993, с. 41). Социокультурные способы реализации деятельности, институализирующие содержащиеся в поведенческом поле возможности и шансы, играют важную роль в социальной дифференциации и стратификации. Питирим Сорокин говорил в этой связи о «селекционирующих институтах» и подчеркивал значение характера препятствий, которые эти институты устанавливают для индивидов. Если эти препятствия «злокачественны» и «неадекватны», это ведет к печальным последствиям для всего общества. Если же они адекватны и правомерны, то и социальное

распределение индивидов приведет к процветанию всего общества (Сорокин, 1992).
Но можно ли приравнивать возможности к объективно существующим обстоятельствам, благоприятствующим либо препятствующим деятельности субъекта? Наша жизнь, утверждал X. Ортега-и-Гассет, состоит прежде всего в сознании наших возможностей. «Жить - это значит пребывать в кругу определенных возможностей, которые зовутся "обстоятельствами". Жизнь в том и заключается, что мы - внутри "обстоятельств", или "мира". Иначе говоря, это и есть "наш мир" в подлинном значении этого слова. "Мир" не что-то чуждое нам, вне нас лежащее; он неотделим от нас самих, он - наша собственная периферия, он - совокупность наших житейских возможностей lt;...gt;. Мир, то есть наша возможная жизнь, всегда больше, чем наша судьба, то есть жизнь действительная» (Ортега-и-Гассет, 1991, с. 131). Отдельно взятыми возможностями сфера возможного не исчерпывается, поскольку принадлежность этих возможностей уникальной личности создает системное единство (при всей возможной дисгармоничности и противоречивости) сферы возможного субъекта.
Изменения сферы возможного на больших временных отрезках также задают основу жизненных стратегий. Основным критерием оптимальности жизненных стратегий, видимо, является усложнение и обогащение жизненного мира и расширение границ возможного. Избыток возможностей, по X. Ортега-и-Гассету, - признак здоровой, полнокровной жизни {Там же, с. 139).
Противоположный результат - упрощение - может быть достигнут различными способами: минимизацией притязаний, «свертыванием» жизненных отношений, в первую очередь потенциально выводящих за границы сферы возможного, ориентацией на постоянно меняющиеся сиюминутные требования жизненной ситуации или на устоявшиеся, общепринятые образцы жизненных стратегий. Для характеристики стандартных жизненных стратегий эвристичным, на наш взгляд, является аристотелевское понятие «доксы» (с/оха) - мира расхожих мнений и обыденного знания. Роланом Бартом этот термин был использован для анализа современного литературного языка (включающего область «эндоксального», то есть согласующегося с «доксой» дискурса, и ортогональных, оппозиционных ей «пара-доксальных» дискурсов) (Barthes, 1977). Эндоксальные стратегии быстро стереотипизируются. Бесконечно тиражируемые «конфигурации» сферы возможного начинают казаться «естественными» и «достаточными», пока не появляется человек para-doxa, расшатывающий стереотипы. Стандартные стратегии, отмечает К.А. Абульхано- ва-Славская, легки, но они не позволяют скоординировать жизнь в целом (Абулъханова-Славская, 1991, с. 285). Приведенная выше цита
та из М. Хайдеггера акцентирует внимание на другом свойстве «эн- доксальных» стратегий - избирательной «слепоте» следующего им субъекта ко всем возможностям, отклоняющимся от нормативно одобряемых.
Стандарты существуют практически для любой области деятельности - ведь только тогда результат может быть оценен. Сравнение с результатами других людей и определение рангового места субъекта Л. Фестингером обозначалось как «социальная относительная норма» (Festinger, 1954). Понятие о социальной относительной норме у человека формируется в процессе преодоления «фильтров» и препятствий. В рамках функционального анализа Р. Мертона постулируется, что место, занимаемое индивидом в статусной или классовой структуре, определяет степень его доступа к легитимированным средствам достижения успеха и, следовательно, определяет его позицию в структуре возможностей. Структура возможностей и структурное напряжение - это взаимозависимые и взаимообусловленные понятия. Так, например, ограничение шансов индивида усиливает напряжение, а снижение напряжения ведет к возрастанию возможностей (см. например, Blau, 1990, с. 142). В теории структурирования Энтони Гид- денса структура определяется как «правила и ресурсы», используемые людьми в их взаимодействии. Субъекты действия владеют правилами в виде скрытых «запасов знания». Структура предполагает также использование ресурсов, т.е. материальных средств и способностей деятелей. Те, кто располагает ресурсами, могут осуществлять власть (хотя, согласно Гидденсу, власть сама по себе не является ресурсом, а есть результат обладания материальными и организационными возможностями) (Giddens, 1982).
Взаимодействие личностных диспозиций и ситуационных детерминант, о котором говорилось уже выше, описывается классическими теориями «ожидаемой ценности» {Feather, 1959), «выбора риска» (Atkinson, 1964). Эти модели были призваны объяснить индивидуальные различия в выборе задач и уровне притязаний, продолжительность будущих действий по их решению, а также различия в усилиях и достигнутых результатах. Но оказалось, что есть проявления личностных диспозиций, которые не объяснимы в рамках этих моделей, например, предпочтение индивидом очень легких или очень трудных задач.
Для объяснения этого явления Дж. Кулем была предложена модель, связывающая вероятность успеха и привлекательность цели через понятие «личностного стандарта». Для индивидов с завышенным стандартом успех в решении легких задач не слишком привлекателен, и они уклоняются от решения задачи, пока привлекательность успеха не превысит боязнь неудачи, и наоборот: для индивидов с занижен
ным стандартом избегание неудачи более значимо (Kuhl, 1978). Все эти модели появились как обобщение результатов лабораторных экспериментов, однако затем возникли многочисленные практические применения. Так, при изучении принципов выбора профессии было показано, что индивиды, мотивированные на избегание неудачи, в своих желаниях пройти обучение той или иной профессии будут, скорее, руководствоваться очень заниженными или завышенными требованиями, в то время как индивиды с мотивацией достижения успеха осуществят более реалистичный выбор (Kleinbeck, 1975). В. Врум показал, что чем выше результат деятельности, тем сильнее тенденция к действию (Vroom, 1964). В нашем исследовании «Образы воз- можного-невозможного в эпоху социальных изменений», проведенном в 1994-96 годах, отмеченная закономерность подтвердилась. Студентки и студенты, выше оценивающие свои достижения в тех или иных сферах деятельности, значимо выше оценивали и свои шансы и возможности в этой сфере (Ivanchenko, 1996).
Представляется, что понятие потенциала (человеческого либо личностного) в меньшей степени отражает мотивационные аспекты потенциального измерения человеческого бытия, нежели «возможности». Нередко в характеристику потенциала субъекта мотивация включается (например, «мотивированная направленность личности» как один из основных компонентов индивидуального психологического потенциала - см. Зараковский, Степанова, 1998, с. 51). Однако, скажем, в авторитетном двухтомнике Союза международных научных обществ, названном «Энциклопедия мировых проблем и человеческий потенциал», мотивационные структуры личности в определении человеческого потенциала отражены лишь косвенно: «Потенциал человека - способность индивида к самовыражению, самоактуализации и самореализации lt;...gt;. Реализуется потенциал человека в защите таких ценностей, как правдивость, доброта, искренность, красота, оптимизм, справедливость и порядочность, естественность поведения, организованность, дисциплинированность» (цит. по: Зараковский, Степанова, 1998, с. 53).
И еще - поскольку сам человек своим потенциалом практически не может оперировать, в термине «потенциал» есть некоторый оттенок внешней заданности (что отражено и на языковом уровне: что, скажем, может человек сделать со своим потенциалом? Реализовать, если он имеется; развить, если недостаточен, - вот, пожалуй, и все). Намного многограннее возможности, предоставляемые одноименным термином («возможности»): рассчитать, мысленно проиграть, упустить, не увидеть, просмотреть, взвесить, измыслить, найти и т.д.
Иммануил Кант в «Антропологии», обращая внимание читателя на парадокс - человек, изнывающий от скуки большую часть жизни,

в конце ее начинает жаловаться на необъяснимую краткость жизни в целом, - дал замечательный пример долговременной «игры возможностями», целенаправленно реализуемыми и намеренно упускаемыми: «Множество отрезков времени, которые выделяются в последний период жизни разнообразными и переменными работами, возбуждают у старика представление о том, будто он прожил гораздо больше времени, чем по числу лет; наполнение времени планомерно усиливающейся деятельностью, которая имеет своим результатом великую, заранее намеченную цель, - это единственное верное средство быть довольным жизнью и вместе с тем чувствовать себя пресыщенным ею». Реализация множества взаимосвязанных и объединенных единой логикой возможностей в контексте жизни в целом, таким образом, создает предпосылки осмысленности жизни.
Автору не хотелось бы резюмировать вышесказанное в том ключе, что эвристический потенциал «возможностей» уступает в психологии мотивации возможностям «личностного потенциала». Однако даже в бескрайнем пространстве терминов, концепций, теорий мотивации и личности они просто обречены на встречу с другими понятиями, на взаимовлияние и на «разграничение полномочий».

В данном параграфе представлены результаты библиомегрического исследования по базе данных «Потенциал человека», обзор определений «потенциала» и анализ его разновидностей.

Понятие «потенциал» происходит от латинского слова «potentia» - «потенция, которое определяется как скрытая возможность, способность, сила, могущая проявится при известных условиях . В ненаучном контексте этот термин чаще всего используется в переносном значении и трактуется как «степень возможности в каком-нибудь отношении, совокупность средств, необходимых для осуществления чего-либо» .

В справочной литературе «потенциал» рассматривается как:

  • ? источник, возможность, средство, запас, которые могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели, решения какой-либо задачи ;
  • ? возможности отдельного лица, государства в определенной области (военной, научно-технической и других) ;
  • ? физическая величина, характеризующая силовое поле в данной точке; разность потенциалов между двумя точками поля определяет работу, которое совершит пробное тело при движении из одной точки в другую .

В настоящее время термин «потенциал» весьма широко используется в различных отраслях научного знания. Анализ литературы позволил выделить следующие аспекты применения термина «потенциал»:

  • ? экономический (человеческий потенциал, трудовой потенциал),
  • ? социально-организационный (кадровый потенциал, научный потенциал и др.),
  • ? социально-экологический (жизненный потенциал, военный потенциал),
  • ? социально-психологический (адаптационный потенциал, личностный потенциал и др.).

Этот термин встречается также в словосочетаниях: «духовный потенциал», «творческий потенциал», «интеллектуальный потенциал», «са- моактуализационный потенциал», «профессиональный потенциал», «развивающий потенциал» и т.д.

В силу того, что успешность человека в новых, нестандартных условиях и вообще разных видах жизнедеятельности зависит от его возможностей, ученые выявили следующие разновидности потенциала: адаптационный, художественный, нравственный, коммуникативный и др.

Известно, что одно и то же понятие может одновременно «работать» в целом ряде научных дисциплин, в каждой из которых складывается своя традиция его определения. Но даже в рамках одной научной дисциплины, например, психологии, понятие «потенциал» используется в разном значении и для различных целей. Например, J.B. Rotter использует этот термин относительно поведенческого потенциала, E.D. Berlyne - как «потенциал активации» или «потенциал побуждения» для описания зависимости мотивационных особенностей стимуляции от активации; С. Hull [С. Hull , 1943] - как «потенциал реакции», объединяющий силы привычки и влечения. К. Lewin [К. Lewin , 1938] с помощью потенции описывал психологическую силу, действующую на субъекта по направлению к целевой области. Б.Г. Ананьев"’ под потенциалом понимал свойства индивида и личности, определяющие готовность и способность к выполнению деятельности и достижению в ней определенного уровня продуктивности, интегрируемые в человеке как в субъекте деятельности, отдавая предпочтение изучению интеллектуального потенциала. Ученики Б.Г. Ананьева изучают «потенциалы возрастного развития» и «потенциал индивидуального развития» [В.А. Ганзен , Л.А. Головей и др.].

Существующие представления о социально-психологических особенностях потенциала человека как многоуровневого и многокомпонентного образования показывают, что независимо от структурного содержания они определяются через категории:

  • ? «внутреннего содержания личностного в индивиде» (С.Л. Рубинштейн),
  • ? «совокупность свойств индивида и личности, определяющие способность и готовность к выполнению деятельности» (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Г.М. Зараковский, Г.Б. Степанова),
  • ? «сложную систему человеческих качеств или личностных характеристик, которые отражают «опережающий» образ человека и связаны с движущими силами его развития, мотивацией и самооценкой» (О.И. Ге- нисаретский, Г.Н. Солнцева, Г.Л. Смолян и др.).

Можно было бы привести еще ряд подобных примеров, но подведем итог. Во-первых, в литературе нет однозначного толкования термина «потенциал». Во-вторых, понятие «потенциал» приобретает и меняет свое значение в зависимости от контекста употребления. За этим контекстом стоят правила, нормы, традиции определенной научной дисциплины, научного коллектива.

В этой связи следует заметить, что достижение единообразия в понимании значения рассматриваемого понятия не одномоментное событие, а некий растянутый во времени процесс, в ходе которого сталкиваются и пересекаются нормы, традиции, образцы [Волков А.В. *, 2009]. В итоге достигнутый результат получает форму консенсуса, который в дальнейшем может быть пересмотрен. В-третьих, семантика понятия включает в себя не только момент определенности и однозначности, но и неопределенности, открытости. С нашей точки зрения, этот вывод применим и к «потенциалу». В- четвертых, установлен близкий к «потенциалу» синонимический ряд: «потенция», «ресурс», «резерв». В качестве смысловых составляющих во всех определениях «потенциала» выделены - «возможности», «запас», «источник». Например, Парыгин Б.Д. (1999) дает противоречивую оценку возможностям и потенциалу, говоря, что потенциал состоит из эмоциональных, интеллектуальных, энергетических и волевых возможностей, а также что психологические возможности личности складываются из ее интеллектуального, эмоционального и волевого потенциалов. То есть фактически автор приравнивает понятия потенциал и возможность. Однако потенциал выражает не столько ту или иную направленность развертывания процессов, сколько состояние и уровень реализации имеющихся возможностей деятельности и его субъекта. Чаще других «потенциал» употребляется в связи с понятием «ресурс» (иногда «капитал»), при этом имеются в виду внутренние ресурсы человека - интеллектуальные, личностные, нравственные и другие. Несмотря на многообразие аспектов рассмотрения этого термина и теоретических расхождений, для нас, прежде всего, важно, что в исследованиях современных ученых, имеет место объективное представление о наличии «потенциальных возможностей человека» [Пфейфер Н.Э. , 1996].

На основе анализа разновидностей «потенциала» проведено библио- метрическое исследование по базе данных «Потенциал человека». Первоначально установлено, что база данных «Потенциал человека» электронной библиотеки диссертаций Российской государственной библиотеки содержит 247 библиографических записей. Графически выход изданий с данной тематикой представлен на рис. 1.

Первые диссертации по проблеме «потенциал человека» зафиксированы в 1984 г., затем следует почти целое десятилетие (1986 - 1994 гг.) с нулевыми показателями. В течение 1990-1995 гг. было опубликовано 20 диссертаций по проблеме «потенциал человека». Основная масса таких работ приходится на период 2000-2010 гг. (в 2004 г. - 28 изданий, в 2006 г. - 33 издания, в 2009 г - 26 изданий), причем, как показывает статистика, интерес к данной проблеме растает.

Рис. 1.

В соответствии с методологической стратегией и спецификой предмета данного исследования особый интерес представил анализ работ по проблемам интеллектуального, личностного, творческого, адаптивного и коммуникативного потенциала.

Библиометрическое исследование по четырем ключевым понятиям - «интеллектуальный потенциал», «адаптационный потенциал», «коммуникативный потенциал» и «личностный потенциал», проводилось с использованием электронных баз данных двух крупных российских библиотек: Российской государственной библиотеки 1 и научной электронной библиотеки еЫ- BRARY * . Первая отвечает за документы (монографии, сборники статей, учебные пособия), вторая - за продукцию периодических изданий (статьи и тезисы). Всего было получено и проанализировано 751 библиографических записей (243 принадлежит РГБ, 508 - Электронной библиотеке).

На диаграмме (рис.2) показано, что безусловным «лидером» в научных исследованиях является «интеллектуальный потенциал», именно на это понятие приходится около 58% поисковых результатов. Далее следует «личностный потенциал», собравший 138 библиографических записей (18%), затем «коммуникативный потенциал» - 119 (16%) и далее - «адаптационный потенциал» - 56 (7,5%). Прокомментируем полученные результаты.


Рис. 2.

«Интеллектуальный потенциал» как объект изучения рассматривается в 438 найденных источниках. На нижеприведенной диаграмме (рис. 3) показано, что 60% библиографических записей получено через Электронную научную библиотеку. Этот факт свидетельствует, что термин «интеллектуальный потенциал» широко представлен в периодической научной литературе, выносится как в названия работ, так и помещается в область ключевых понятий научных статей.

Первое упоминание термина «интеллектуальный потенциал» зафиксировано электронным каталогом Российской государственной библиотеки в 1976 г. Издание посвящалось «интеллектуальному потенциалу коммунизма». В электронном каталоге РГБ найдено 177 библиографических записей, из которых 18 - авторефераты кандидатских диссертаций. Динамика выхода изданий с термином «интеллектуальный потенциал» отражена на рис. 4.

На диаграмме (рис. 4) показано, что из представленных трех десятилетий наиболее продуктивно прошедшее - с 2000 по 2010 гг. Именно за этот период было опубликовано 113 источников по данной тематике.

Наиболее «урожайным» в этом отношении является 2010 год - 21 издание. Конечно, нельзя говорить, что данный период отмечен равномерно возрастающим интересом к проблеме: наблюдается и рост (например, 2003, 2006, 2008, 2010 гг.) и спады такого интереса. Следует отметить, что в 1980-х гг. за 6 лет было опубликовано 13 изданий, в 1990-е гг. - 19.


Рис. 3.

Существенно, что за этот период зафиксирован всего один год с нулевым показателем - 1997. В остальное время издания по данной тематике выходили в небольшом количестве, тем не менее, заинтересованность проблемой изучения интеллектуального потенциала очевидна.

В Электронной библиотеке на подобный поисковый запрос получен 261 источник. Очевидно, что проблема изучения «интеллектуального потенциала» активно обсуждается в периодической научной литературе. График выхода изданий представлен на рис. 5.

С 2001 г. наблюдалось устойчивое увеличение статей по данной тематике. А с 2003 г. количество публикаций за год увеличивается в 10 раз. Однако 2011 г., по сравнению с прошедшим (2010 г.), фиксировал некоторое снижение результативности: 29 статей по сравнению с 52-мя (за 2010 год). Содержательной стороне каждого из видов потенциала, как показывает статистика даже за последние 20 лет, посвящены работы многих отечественных и зарубежных ученых. Не претендуя на полноту раскрытия всех определений, подходов и концепций для каждого из видов потенциала приведем лишь отдельные примеры.


Рис. 4.


Рис. 5.

Итак, обратимся к этимологии изучаемого словосочетания «интеллектуальный потенциал». В настоящее время существует более 90 определений интеллекта [Холодная М.А. , 2002], и термин «интеллектуальный потенциал» не имеет однозначного толкования.

Например, понятие «потенциал» занимает важное место в контексте структурно-динамической теории интеллекта, предложенной Д.В. Ушаковым. Введение понятия «интеллектуальный потенциал» представляет собой необходимое следствие представления о когнитивной системе как организованной на основе прижизненно сформированных структур, «ментального опыта» (М.А. Холодная). Понятие «интеллектуальный потенциала» Д.В. Ушаков определяет как «индивидуально выраженную способность к формированию функциональных систем, ответственных за интеллектуальное поведение» [Ушаков Д.В. , 2004, С. 77]. В соответствии с требованиями структурнодинамического подхода психологи предлагают обращать внимание на то, как происходит формирование функциональных систем, и чем определяются индивидуальные различия в их формировании.

Еще одна концепция интеллектуального потенциала предложена А.С. Седуновой, которая определяет интеллектуальный потенциал как «целостную интегрированную систему интеллектуальных ресурсов личности, осознанно реализуемых в деятельности» [Седунова А.С. , 2004, С. 16]. В рамках этой концепции интеллектуальный потенциал, по мнению автора, возникает и формируется на основе наследственно закрепленных и врожденных анатомо-физиологических особенностей мозга и нервной системы (задатков) под воздействием нейрофизиологических, социокультурных, личностных, профессионально-деятельностных факторов. А.С. Седуновой выделены структурно-функциональные компоненты интеллектуального потенциала: структурно-содержательный компонент (включает интеллектуальные способности личности); операционально-результативный компонент (включает особенности проявления интеллектуальной активности личности); регуляционнооценочный компонент (включает саморегуляционные и мотивационные характеристики личности).

Как показал наш анализ психологической литературы, понятие «интеллектуальный потенциал» преимущественно используется в связи с необходимостью раскрыть механизмы интеллектуального развития. По Б.Г. Ананьеву, интеллектуальный потенциал формируется и накапливается в процессе развития человека как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности [Ананьев Б.Г. , 1977]. Б.Г. Ананьев выдвинувший гипотезу о тройном составе (функциональном, операционном и мотивационном) всех психических процессов и интеллекта в целом, считал, что сложное, противоречивое взаимодействие этих составляющих формирует движущие силы развития интеллекта, его потенциалы.

Таким образом, интеллектуальный потенциал - это:

  • ? многоуровневое образование, которое включает в себя как реальные интеллектуальные возможности человека, так и нереализованные интеллектуальные свойства, интеллектуальные резервы, «цену» (и силу) интеллектуального напряжения;
  • ? своеобразное «опережающее отражение действительности», это качественно новые элементы и запасы функций, необходимые для перехода системы интеллекта на новый уровень функционирования .

Понятие «интеллектуальный потенциал» отражает разные классы психических свойств и механизмов, которые определяют прогрессивные изменения интеллекта, движущие силы интеллектуального развития.

Понятие «личностный потенциал» зафиксировано в 138 библиографических записях: 21 принадлежит каталогам РГБ и 117 - электронной библиотеке. Можно сказать, что в обеих базах данных первые упоминания термина датированы 1990 годом, причем в 1990 г. «полноценных изданий» (монографии, учебные пособия) было два и всего одна статья. В начале второго десятилетия 21 века ситуация выглядит противоположным образом: безусловный перевес статей в изданиях периодического характера по данной проблематике (рис.6).

График на рис. 7 отражает динамику выхода периодических изданий, отражающих проблематику изучения «личностного потенциала». Из рисунка видно, что первое десятилетие 2000-х гг. оказалось весьма продуктивным, хотя за последние два года наблюдается тенденция уменьшения количества таких публикаций.

В анализируемой нами литературе представлены различные подходы к классификации потенциалов личности, связанные со структурой личности, с направленностью ее развития, с основными видами деятельности и другие.

Например, связывая личностный потенциал с индивидуальнопсихическим развитием личности, Б.Г. Ананьев выделяет следующие факторы: одаренность, специальные способности, работоспособность, статусный потенциал. Им отмечено, что ценностные ориентации выступают как духовный центр развития личности, обеспечивающий ее сознательное отношение к обществу, к труду, к самому себе. В рамках Ленинградской психологической школы сложилось понимание, что личностный потенциал определяется выносливостью по отношению к фрустраторам (толерантность); он зависит от чувства защищенности и поддержки со стороны своей группы, повышающих жизнеспособность личности.


Рис.

Особенно для нас важен результат исследования И.В. Клещевой, которая не столько определяет исследовательский потенциал учащихся как некое личностное новообразование, сколько уточняет его функции, предназначение, которое она видит в расширении возможности познания и качественном изменении характера самого познания. С точки зрения

И.В. Клещевой, исследовательский потенциал является методическим инструментом развития познавательных возможностей учащихся. Теоретически исследовательский потенциал рассматривается как комплекс мотивационной, операционной и рефлексивной составляющих. Охарактеризовать исследовательский потенциал учащегося на практике позволили выделенные автором его критерии и уровни. Выявление исследовательского потенциала учащегося осуществлялось посредством решения им специальным образом подобранных учебно-исследовательских задач.


Рис. 11.

библиотеке

Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам интеллектуального, личностного, творческого, адаптивного и коммуникативного потенциала, позволил сделать следующие акценты, важные для изучения психологических особенностей исследовательской деятельности и его субъекта:

  • ? Интеллектуальный потенциал будем понимать как запас саморегулирующейся системы когнитивных процессов, обеспечивающий успешность решения исследовательских проблем и задач. Именно он отражает направленность мышления и особенности сознательно контролируемой (интеллектуальной) регуляции исследовательских процедур и системы исследовательских действий по достижению цели исследования, а также их динамику и разницу при решении исследовательских задач, отличающихся по сложности предметно-научного содержания и требуемых способов.
  • ? Так как личностный потенциал характеризует внутреннюю физическую и духовную энергию человека, его деятельную позицию, направленность на творческое выражение и самореализацию, то именно его развитие помогает преодолевать разнообразные трудности в условиях исследовательской деятельности средствами самоорганизации.
  • ? Развитый творческий потенциал задает импульс для развития исследовательского потенциала человека посредством развитого чувства нового, гибкости, оригинальности, открытости всему новому, благодаря способности быстро менять приемы действия в соответствии с новыми условиями исследовательской деятельности; возможности для творческой самореализации и саморазвития в исследовательской деятельности.
  • ? Адаптационный потенциал снижает внутренний конфликт, который может служить источником как развития личности (активная адаптация), гак и ее дезинтеграции (дезадаптация) в ходе проведения исследования; способствует реализации как приспособительной (адаптация), так и субъектно-развивающей (личностный потенциал) функции исследовательского потенциала.
  • ? Коммуникативный потенциал выступает одним из важнейших условий повышения эффективности совместных исследований и способствует раскрытию коммуникативно-исследовательской функции: установлению продуктивных взаимоотношений с другими исследователями в самых различных ситуациях общения по проблемам исследования в научной и образовательной среде.

Реанович Е.А.

к.э.н., Южно-Уральский государственный университет

СМЫСЛОВЫЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ПОТЕНЦИАЛ»

Аннотация

В настоящей статье представлен анализ использования понятия потенциал в различных науках. На основе сведений из энциклопедической, словарной и научной литературы сделан вывод о многозначности данного понятия. Предложен авторский вариант рассмотрения потенциала по временным параметрам: прошлое (ресурс), настоящее (резерв) и будущее (возможности), что позволяет уточнить терминологическое пространство и более точно проводить научные исследования.

Ключевые слова: потенциал, ресурсы, резервы, возможности.

Key words: potential, resources, reserves, abilities.

В этимологическом значении термин «потенциал» происходит от латинского «potentia» и в переводе означает мощь, силу, возможность. В связи с этим он трактуется по-разному. В «Словаре иностранных слов» приводится толкование термина как мощь, сила . В Большой Советской Энциклопедии дается определение термина «потенциал» как «… средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенных целей, осуществления плана; решения какой-либо задачи; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области» . «Толковый словарь русского языка» Д.Н. Ушакова определяет потенциал как физическое понятие, характеризующее величину потенциальной энергии в определенной точке пространства, а также как совокупность средств, условий, необходимых для ведения, поддержания, сохранения чего-нибудь .

Научное употребление данного термина своими корнями уходит в философию Аристотеля, который рассматривал акт и потенцию как основу онтологического развития. Соответственно бытие делилось на «потенциальное» и «актуальное», а становление (развитие) представлялось как переход от первого ко второму. При этом, потенциал рассматривался Аристотелем как способность вещи быть не тем, что она есть в категории субстанции качества количества и места, что позволяло соотнести актуализацию и движение. В то же время, согласно Аристотелю действительность всегда предшествует возможности, и лежит в основе ее реализации .

Проблему отношения возможного и действительного за рубежом исследовали П. Лаплас, Г. В. Лейнил, И. Кант, Г. В. Ф. Гегель, Ф. Энгельс. В настоящее время научная литература имеет достаточно разнообразные определения термина потенциал применительно к различным сферам деятельности, группам явлений и процессов. Приведем некоторые из них в таблице.

Определения термина «потенциал» в гуманитарных науках

Характеристика термина «потенциал»

Энциклопедии

Философия Способность вещи быть не тем, что она есть, в категории: 1) субстанции, 2) качества, 3) количества, 4) места, т.е. способность осуществлять соответственно «движение» или «процесс» Философский энциклопедический словарь
Биология Доля используемой человеком энергии потребленных им продуктов питания И. М. Сеченов
Социология Совокупность имеющихся средств, запасов, сил в какой-либо области Социологический энциклопедический словарь
Психология Употребляется в отношении изменений, связанных с нервными импульсами Большой толковый псих. словарь
Обществознание Источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели, возможности отдельного лица, общества государства в какой-либо сфере. Современный словарь по общественным наукам
Экономика Совокупность имеющихся средств, возможностей в какой-либо области Новый экономический словарь
Интеграция – Способность противостоять неблагоприятным воздействиям среды;– Объем накопленных ресурсов и результат, который возможно достичь в перспективе при оптимальном использовании имеющихся ресурсов;

– Механизм, обеспечивающий современную и активную реакцию на внешние воздействия

Большая советская энциклопедия

Итак, анализ энциклопедической и научной литературы показал, что потенциал является многозначным понятием. Например, о потенциале говорят как о совокупности всех средств, запасов, источников, которые могут быть использованы в случае необходимости с какой-либо целью. Потенциал связывается со степенью возможного проявления какого-либо действия, какой-либо функции. Под потенциалом подразумевают величину, характеризующую широкий класс силовых полей (магнитный потенциал, эклектический потенциал, химический потенциал и т.п.). Наконец, потенциал предполагает возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области. Что касается гуманитарных и социально-экономических дисциплин, то здесь потенциал используется, как правило, в качестве синонима ресурсов, резервов или возможностей и активности человека. Можно утверждать, что каждый человек располагает определенным потенциалом, который зависит от наследственности и жизненной практики.

Как показал проведенный нами анализ, в других областях научного знания потенциал используется, как правило, в качестве синонима ресурсов и активно применяется в таких сочетаниях, как «кадровый потенциал», «промышленный потенциал», «энергетический потенциал», «научный потенциал», «эстетический потенциал» и т.п. В подтверждение тому приведем слова Л. И. Абалкина, который считает, что потенциал – это «обобщенная, собирательная характеристика ресурсов, привязанная к месту и времени .

В научной литературе достаточно часто обсуждается вопрос о соотношении понятий «потенциал», «ресурсы», «резервы» и «возможности». Этот аспект проблемы находит отражение в работах В.П. Горшенина, С.А. Дрокина и др. .

Не останавливаясь на анализе указанных публикаций, подчеркнем, что категории «ресурсы», «резервы» и «возможности» характеризуют отдельные проявления потенциала в целом, отражают его «с разных сторон». Это обстоятельство позволяет выделить несколько уровней проявления потенциала:

– потенциал определяет прошлое с точки зрения отражения совокупности свойств, накопленных человеком и обусловливающих его способность к какой-либо деятельности (потенциал принимает значение «ресурс»);

– потенциал отражает настоящее с точки зрения практического применения и использования человеком имеющихся способностей (потенциал обладает значением «резерв»);

– потенциал ориентирован на развитие (будущее) (потенциал имеет значение «возможности»).

Данные выводы, отражающие смысловые значения, которые принимает термин «потенциал», в схематическом виде представлены на рисунке.

Рис. Смысловые значение понятия «потенциал»

Таким образом, широкая трактовка понятия «потенциал» обусловливает возможность его рассмотрения как средств, способностей, запасов, источников, ресурсов, которые могут быть приведены в действие и использованы для решения какой-либо задачи. При этом необходимо учитывать прошлый, настоящий и будущий потенциал.

Список использованных источников

1. Большая советская энциклопедия (БСЭ) [Электронный ресурс]: 30 т. на трех CD. – М.: Бол. Рос. энцикл., 2003. – 3 Электрон. опт. диск (CD).

2. Васюкова, И.А. Словарь иностранных слов: около 5000 слов / И. А. Васюкова. – М.: АСТ, 2005. – 990 с.

3. Горшенин, В.П. Управление инновационным потенциалом персонала корпорации: автореф. дис. … д-ра экон. наук: 08.00.05 / В.П. Горшенин. – Челябинск, 2006. – 42 с.

4. Дрокин, С.А. Управление качеством образовательного потенциала машиностроительного предприятия: дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 / С.А. Дрокин. – Челябинск, 2003. – 203 с.

5. История менеджмента: учеб. пособие / под ред. Д.В. Валового. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 256 с.

6. Резанович, И.В. Бизнес-образование: профессиональное развитие менеджеров / И.В. Резанович. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005 – 291 с.

7. Толковый словарь русского языка: около 30 000 слов / под ред. Д.Н. Ушакова. – М.: АСТ, 2008. – 1054 с.

Время чтения 10 минут

Как раскрыть свой потенциал, как ставить цели и достигать их - вопросы, помогающие найти себя, способы самореализации. Часто человек живёт с ощущением утраты времени, неправильной жизни, чувствуя потребность сделать свой вклад в существующий мир, помочь людям, сделать новые открытия, подарить мысли, идеи.

Так рождаются изобретатели, появляются научные открытия, новые творения в искусстве, общественные и политические лидеры, писатели, музыканты, управленцы высокого уровня. Ведь у каждого свой талант, как же его найти, открыть?

Как раскрыть свой потенциал?

Мысли о предназначении, поиске себя приходят в разные периоды - в подростковом возрасте и взрослом возрасте. Выбирая дорогу жизни, часто действуем вслепую, не имея практического опыта, слушаем советы родителей, забываем об увлечениях, интересах.

После тридцати лет люди склонны пересматривать жизнь, отношение к ней, искать себя заново. Уже есть достаточный опыт, стараемся понять себя, к чему тянет, найти реализацию, если избранная работа не приносит удовольствия. С годами приходит осознание - жизнь летит, как стрела, а середина пути - время задуматься о смысле, предназначении, определить дальнейшие действия, раскрыть потенциал личности.

Понимаем, как важно жить, наслаждаться жизнью, реализовать свой потенциал, чтобы не жалеть в преклонном возрасте о потерянных годах, бесцельном времени. Что поможет найти скрытый потенциал?

Следует задать себе несколько вопросов, зафиксировать ответы

  • Что у меня получается лучше всего в жизни?
  • Что приносит радость, какая деятельность?
  • За что хвалят меня родные, друзья, какие способности?
  • Чем я могу быть полезен другим людям?
  • Как использовать имеющийся опыт?
  • Чем увлекались в детские годы, о чём мечтали?
  • Где можно применить мои способности?
  • Как улучшить свои навыки? Каким образованием стоит заняться?

Определить скрытые способности, таланты можно в беседе с родственниками, друзьями, они подскажут, что особенного есть в характере, умениях. Часто человек не замечает важное в собственной личности и поведении. Даже общительность, умение мотивировать могут быть отличными навыками для будущей реализации - тренер по мотивации, бизнес-тренер, психолог, лектор.

Любовь к спорту? Тренер по фитнесу или консультант тренажёрного зала, зависит от опыта, интересов. А творческий потенциал человека позволит найти применение в сфере искусства - писать песни, стихи, книги, заниматься дизайном или создавать интересные статьи.

Для улучшения понимания вопроса дадим определение:

Потенциал человека - это способности к развитию внутренних возможностей человека

Потенциал личности также проявляется в процессе поиска смысла жизни (Виктор Франкл), в ходе развития личности (Карл Роджерс), поиском, развитием внутренних ресурсов (Маслоу).

Таким образом, личность обладает определённым запасом ресурсов - интеллектуальным, эмоциональным, творческим. Потенциал может быть реализован благодаря стремлению к самопознанию, саморазвитию. Нет неспособных людей, есть не понимающие свой потенциал, возможности развития, совершенствования личности. В каждом человеке живёт гений. Человеческий потенциал безграничен, возможности для развития ограничиваем сами.

Интеллектуальный потенциал личности, как и творческий потенциал человека, можно развивать на протяжении всей жизни. Образование не ограничивается институтом и школой, есть много возможностей для самообучения, обретения новых навыков, раскрытия внутренних способностей. Никогда не поздно освоить новую специальность, научиться петь, играть на музыкальных инструментах.

Главное - осознать собственные интересы, стремления

Нет ограничений, возможно всё, что можем представить. Необходимо лишь поставить цель, начать действовать.

Интересно, что внутренний потенциал состоит из внутренних и внешних параметров. Внутренние: психические особенности, увлечения, эмоции, интеллект, а внешние: умение действовать независимо, принимать решения, проявлять силу воли, свободу личности. Люди с высоко развитым внешним потенциалом эффективнее занимаются развитием внутренних способностей. Поэтому учимся брать ответственность за свою жизнь, только сам человек способен её изменить, найти реализацию для своего потенциала.

Развитие потенциала человека во многом зависит от личности - стремлений, смелости, решительности, настойчивости. "Без труда не вытащишь и рыбки из пруда", - говорят в народе. Люди склонны с завистью смотреть на успешных этого мира, а сколько труда было вложено в развитие способностей, достижение целей, редко задумываются.

Любой всемирно известный актёр или спортсмен скажет, что успех - это потенциал (10%) + труд (90%)

Любые способности нуждаются в развитии, совершенствовании. Повышение потенциала - задача каждого человека. Изначально в образовании, развитии помогает школа и вузы, однако они рассчитаны на среднего ребёнка. В них не уделяют должного внимания развитию творческого начала или музыкальным способностям.

Родители могут заметить и направить дитя на дополнительные занятия, кружки. Важно, чтобы маленький человек чувствовал интерес, желание к развитию, познанию нового, бывает, интерес проявляется с годами. Так, в детстве увлекаются спортом, а позже тяготеют к музыке или наоборот. Неверно считать, что все способности проявляются в детские годы, развитие и реализация потенциала человека идёт всю жизнь, по мере изменения личности, мыслей, мировоззрения, интересов.

Люди, понимающие безграничность возможностей развития, постоянно стремятся к новому, изучают и познают себя, окружающий мир. Потенциал развития личности зависит лишь от рамок конкретного человека, масштабов мышления, возможностей самоорганизации.

Раскрытый потенциал наблюдаем у людей, живущих собственными идеями, мечтами, стремлениями без страха общественного мнения. Они готовы сами выбирать жизненный путь, идти всегда только вперёд к собственным целям. Мы удивляемся, замечая их: "Вот это талант!" А ведь результатов достигает любой человек, увлечённый своим делом, работающий над развитием.

Какие же условия развития потенциала личности? Интересуются родители и взрослые, стремящихся раскрыть внутренние ресурсы. Для детей важна свобода самовыражения, возможность познавать мир, поиск интересов, увлечений. Задача родителей оказать помощь, найти возможности для развития способностей, а ребёнок выбирает занятия по душе. Для взрослых - уметь слушать внутренний голос, эксперементировать, ведь часто не знаем о способностях, пока не попробуем себя в новой сфере. Постоянно развиваться и повышать навыки полезно не только в мире игр, человек способен создать новую версию себя, это намного интереснее.

Реализация потенциала личности зависит от стремления человека к поиску и развитию талантов, всё в наших руках. А как же перейти от теории к действиям?

Как ставить цели и достигать их?

Итак, чувствуете, что готовы к изменениям, раскрытию потенциала, реализации новых жизненных задач. Какая последовательность дальнейших действий? Как ставить цели и достигать их, начать новый этап жизни?

Отбросить страх, негативные установки

Чаще всего все решения, стремления к изменениям разбиваются о стену страха, неверия. А как жить, смогу ли, что подумают родственники, друзья? Сомнения - это нормально, главное - они не должны контролировать и ограничивать возможности. Важно научиться превозмогать страх и действовать согласно внутреннему желанию.

Как преодолеть страх? Есть несколько способов:

  • начать действовать, сделать первый шаг - первые результаты помогут поверить в собственные силы, продолжать движение вперёд;
  • постепенно осваивать новые направления - не обязательно всё бросать и заниматься сразу новым делом, можно начать действовать параллельно. Стоит изучить интересующую сферу, получать новый опыт, знания, а позже сделать основным занятием, найти смысл, реализацию в новой деятельности.

Преодолеть внутренние барьеры, лень

Внутреннее сопротивление изменениям связано с опасениями, неуверенностью, а также нехваткой жизненного опыта, хорошего наставника, группы поддержки. Пассивность также играет против новых свершений, зачем лишний труд, усилия? Важно определить выгоды, найти мотивацию для развития потенциала, новых направлений.

Что это даст? Новый смысл жизни, свободу, ощущение счастья от любимого занятия, пользу обществу и человеку, найдите личные пять причин для изменений.

Важно также перестать бояться ошибок, они нужны для опыта жизни, помогают развиваться и идти вперёд. Лучше сделать ошибку, чем бездействовать. Постепенно можно нащупать верный путь, определить стратегию действий. Так, Майк Джордан признаёт, что проиграл более 300 матчей, но стал мировой легендой. Эдисон предпринял десять тысяч попыток для изобретения лампочки, в результате - преуспел в исследованиях.

Найти способ для развития, получения информации

Развитие потенциала предполагает посещение курсов, самообразование, работу с опытными людьми, наставниками. Можно действовать самостоятельно, но командой всегда легче получить результат. Однако всё зависит от личности, можно найти в Интернете все необходимые знания для реализации в жизни.

Составить пошаговый план достижения целей

Определив стратегические, тактические цели, важно составить чёткий план действий. А также наметить занятия или время для любимой деятельности в плотном графике жизненных мероприятий. Психологи утверждают, что час в день, отведённый на любимое дело, развитие потенциала уже через год позволит увидеть значительные улучшения и прогресс.

Реализовать намеченные действия

Самое главное: начать действовать, не затягивая принятое решение. Мотивация к изменениям наиболее сильная в первые двое суток после принятия решения. Важно сразу же приступить к внедрению новых привычек, действий. Решив уделять внимание определённой сфере, нужно зафиксировать идеи, время в ежедневнике, контролировать выполнение, завершая день.

Ведение записей очень помогает в самоконтроле, реализации намеченных планов. Полезно писать задачи ежедневно утром или вечером, проверять выполнение в конце дня. Только самоорганизация поможет сдвинуть жизнь с мёртвой точки, раскрыть максимально потенциал личности, открыть новые возможности.

Стремление выше возникает, когда достигнут поток развития в определённом направлении, есть необходимость осваивать новое или смежные сферы интересов. Высшая цель жизни - это маяк на жизненном пути, задающий курс движения человеку, направляющий усилия в нужную сторону. Важно научиться определять цели жизни на текущий момент и планировать на несколько лет вперёд.

Уровень результатов, достижений зависит от масштаба целей. Бывают высокие и низкие цели. Известные люди призывают: ставьте большие цели! Часто боимся даже мечтать о высоких достижениях, всемирной известности. Но именно наш настрой, цели определяют будущее. Стоит масштабировать задачи и стремиться к наивысшим результатам для получения максимального эффекта.

Высшая цель, стремления помогают не заблудиться на дороге жизни. Цель должна быть достойной для желания идти к ней, превозмогая сложности на пути, заряжая энтузиазмом. Высокие цели позволяют открыть новое в себе, вдохнуть жизнь в существование, дают второе дыхание и воодушевление. Маленькие или промежуточные цели - это ступени вверх для достижения наивысшей.

Рассмотрим подробнее правила, как ставить цели и достигать их?

  1. Позитивная формулировка - цели пишутся как стремление получить определённый результат, а не отказ от существующих реалий. Частица "не" не должна присутствовать в формулировках.
  2. Определить сроки, объёмные показатели - срок реализации достижения важен, иначе не будет стремления работать на результат. К тому же, следует конкретно определить результат, уровень знаний, навыков, доходности в бизнесе.

Как ставить цели и достигать их? Записывать всё чётко и конкретно, контролировать процесс достижения задач.

  1. Утверждение в текущем времени - например, «я изучаю английский, достигаю уровня свободного общения к концу текущего года». Подобная формулировка помогает настроиться на действия в настоящее время, а не когда-то в далёком будущем.
  2. Визуализация цели - полезно представить выполнение цели, прочувствовать, есть ли удовлетворение, счастье или дискомфорт? Возможно, стоит иначе поставить цель для получения необходимого результата.

Как ставить цели и достигать их? Научиться создавать своё будущее, а это - самое лучшее предсказание. Кто чётко видит будущее, представляет его, тот всегда сможет достичь нужных целей.

  1. Соответствие ценностям личности - цели жизни не должны идти вразрез с внутренними убеждениями, иначе результат не будет достигнут. Стоит проанализировать внутренние установки, провести работу на психологическом уровне для реализации желаний. Например, отсутствие веры в себя или отрицательное отношение к деньгам тормозят получение результатов в работе, бизнесе.

Как ставить цели и достигать их? Проработать внутренние установки, соотнести цели, желания, стремления.

  1. Ставить реальные цели - стать известным писателем или спортсменом мирового уровня возможно, однако потребуется определённое время. Стоит закладывать сроки в несколько лет, не ждать огромный прорыв за год. Достижение результатов приходит постепенно, по мере развития человека, его потенциала и веры.
  2. Искренность стремлений - можно реализовать лишь цели, стремление к которым идёт из сердца, выбраны самостоятельно, а не навязаны извне. Такие цели вызывают интерес, энтузиазм, воодушевляют на подвиги.

Как ставить цели и достигать их? Определить чётко стремления, сроки, способы достижения. Действовать, согласно установленным параметрам, соблюдать заданный курс.

Основные стремления человека обретают форму благодаря целям и действиям. Иначе любые идеи остаются мечтами, фантазиями.

Цели, которые ставит человек, определяют его жизнь, а их отсутствие ведёт к бессмысленной жизни по течению. Есть хорошее выражение: "Нужно уметь планировать собственную жизнь, иначе это сделают за вас другие". У человека всегда есть несколько вариантов: работать над собой, развиваться или остановиться, деградировать. Поэтому ставим свои собственные цели и идём к заветным мечтам, обретая новые знания и совершенствуя способности.

Если нужны изменения в жизни, то первое правило: ставим новые цели, пересматриваем убеждения, анализируем жизненную ситуацию, находим новые способы решений. Сложность в том, что привыкаем выполнять задачи, требования других - в школе, на работе, забывая о личных интересах, привыкаем жить, как все. Какие цели ставят люди? В лучшем случае - повысить доход, а развитие потенциала, самореализация часто отходят на второй план, а ведь без них и рост доходов маловероятен. Цели жизни взаимосвязаны. Улучшение профессиональных способностей ведёт к росту карьеры и доходов.

Вопрос лучше формулировать иначе: какие способности помогут мне преуспеть, над чем стоит работать, что развивать?

Как правильно ставить цели? В первую очередь, цели касаются конкретного человека, реализация зависит лишь от его усилий. Не стоит рассчитывать на благосклонность судьбы или руководство, лучше создать условия для новых достижений, подготовить платформу для успехов.

Стремление в жизни человека, как мотор автомобиля - внутренняя энергия для действий, свершений. Только высокие и значимые цели могут стимулировать, зажечь огонь в душе, помочь преодолеть любые преграды.

Любые изменения начинаются с простого правила - ставим цели и достигаем их. Активный подход к жизни обеспечивает контроль над жизненными ресурсами и даёт возможности для развития потенциала. Умение брать ответственность за собственную жизнь, решения поможет устоять в борьбе за самореализацию, достичь любых вершин. Главное - осознание: все мы талантливы и каждый рождён на свет с особой миссией. А реализация потенциала способствует поиску предназначения, несёт пользу в окружающий мир.

В статье рассмотрели способы раскрытия потенциала, как ставить цели для реализации намеченных планов.

Желаем всем открыть внутренние резервы и жить на максимуме возможностей!

Рис. 2.1. Классификация видовых проявлений потенциалов

Под структурой системы, которой является потенциал предприятия, понимают "сеть наиболее существенных, устойчивых (инвариантных) связей между элементами. Существует и более широкое толкование структуры, согласно которому различают два типа структур: макро- и микро. Макроструктура выражает наиболее устойчивые (инвариантные) связи системы, а микроструктура-изменения и (возможные). Совокупность макро- и микроструктуры объекта или процесса, то есть совокупность всех связей, и составляет их содержание.

К определению структуры потенциала предприятия в экономической литературе наметились различные подходы. Большинство исследователей рассматривают ресурсную структуру потенциала, однако рекомендуют учитывать в нем разное количество составляющих элементов. В одном случае в его состав рекомендуется включать только средства труда, в другом - средства труда и рабочую силу, в третьем - средства труда, рабочую силу и природные ресурсы, которые применяются в процессе производства, в четвертом - средства труда, рабочую силу и предметы труда. Есть и более расширенные понятия структуры потенциала предприятия с дополнением в виде системы сбора, обработки и потребления информации, опыта хозяйствования, энергии и тому подобное. Необходимо отметить, что даже при совпадении взглядов относительно структуры потенциала предприятия ресурсный подход не дает полной характеристики этому термину. Особый научный интерес вызывают исследования многоаспектного анализа структуры потенциала, в которых наряду с ресурсным рассматриваются и другие аспекты структуры, дает более полное представление о его элементный состав. В общей постановке вопроса к элементам потенциала предприятия можно отнести все, что связано с функционированием и развитием предприятия.

Итак, на рис. 2.2 представлена структура потенциала предприятия с разграничением в ее построении места субъектных и объектных составляющих.

Рис. 2.2. Структура потенциала предприятия

Объектные составляющие связаны с материально-вещественной и личным формой потенциала предприятия. Они потребляются и воспроизводятся в той или иной форме в процессе функционирования.

К ним относятся: инновационный потенциал, производственный потенциал, финансовый потенциал и потенциал воспроизводства.

Инновационный потенциал - совокупные возможности предприятия по генерации, восприятия и внедрения новых (радикальных и модифицированных) идей для его системного технического, организационного и управленческого обновления.

Производственный потенциал - имеющиеся и скрытые возможности предприятия по привлечению и использованию факторов производства для выпуска максимально возможного объема продукции (услуг). Его надо также воспринимать как совокупность функционирующих ресурсов, которые способны производить определенный объем продукции. Поэтому производственный потенциал поле структурной системой. В его состав входят: потенциал земли и природно-климатические условия; потенциал основных фондов; потенциал оборотных фондов; потенциал нематериальных активов; потенциал технологического персонала.

Потенциал земли и природно-климатические условии / - возможности предприятия по использованию совокупных природных богатств в хозяйственной деятельности.

Фондовый потенциал - имеющиеся и имеющиеся возможности основных фондов, формирующих технико-технический базис производственной мощности предприятия.

Потенциал оборотных фондов - это часть производственного капитала предприятия в виде определенной совокупности предметов труда (сырья, конструкционных материалов, топлива, энергии и различных вспомогательных материалов), находящихся в производственных запасах, незавершенном производстве, полуфабрикатах собственного изготовления и расходах будущих периодов.

Потенциал нематериальных активов - совокупность возможностей предприятия использовать права на новые или существующие продукты интеллектуального труда в хозяйственном процессе с целью реализации корпоративных интересов на основе удовлетворения общественных потребностей.

Потенциал технологического персонала - способность рабочих производить различные продукты, предоставлять услуги или выполнять работы.

Финансовый потенциал - это объем собственных, заемных и привлеченных финансовых ресурсов предприятия, находящегося в его распоряжении для осуществления текущих и перспективных затрат.

Главной составляющей финансового является инвестиционный потенциал, который представляет собой имеющиеся и скрытые возможности предприятия по простого и расширенного воспроизводства.

Воспроизведение потенциала предприятия - это процесс непрерывного обновления всех его составляющих элементов. Как известно, в зависимости от особенностей воспроизводственных процессов различают простое и расширенное воспроизводство. Такая классификация воспроизведения характерна и для потенциала предприятия.

Простое воспроизводство потенциала предприятия осуществляется в его неизменных объемах для обновления потребляемых факторов производства и обеспечения непрерывности его функционирования.

Расширенное воспроизводство потенциала предприятия предусматривает количественное и качественное развитие производственных факторов и других составляющих потенциала, которые обеспечивают более высокую результативность его деятельности.

В рамках расширенного воспроизводства можно выделить три типа развития потенциала предприятия: экстенсивный (традиционный), интенсивный (инновационный) и экстенсивно-интенсивный (смешанный).

При экстенсивном типе воспроизводства потенциала увеличения масштабов производства достигается за счет дополнительного привлечения трудовых, природных ресурсов и средств производства при сохранении сложившейся технико технологической основы.

При интенсивном типе воспроизводства развитие потенциала достигается путем качественного совершенствования факторов производства: применение прогрессивных орудий и предметов труда и видов энергетических ресурсов, повышение квалификации технологического и управленческого персонала, а также постоянному улучшению использования всех имеющихся составляющих потенциала предприятия.

По смешанного типа расширенного воспроизводства потенциала, то он характеризуется сбалансированностью или доминированием экстенсивных или интенсивных факторов его развития. Поэтому различают преимущественно экстенсивный, преимущественно интенсивный или смешанный характер экономического развития.

Воспроизведение отдельных составляющих потенциала предприятия имеет свои временные циклы и особенности, предопределяет использование различных источников финансового обеспечения, связанного с формированием и воспроизведением производственного капитала.

Например, простого воспроизведения замена изношенных и устаревших основных производственных фондов происходит за счет накопления амортизационного фонда и других внутренних источников формирования финансовых средств. Расширенное воспроизводство основных фондов направлено на наращивание производственных мощностей, коренную перестройку технико-технологической базы производства, требует использования таких источников производственных инвестиций, как долгосрочные кредиты, эмиссия ценных бумаг, собственный накопленный доход, государственные субсидии, привлечение иностранных инвестиций.

На основании изложенного, под потенциалом воспроизведения следует понимать совокупность материально-технических, нематериальных, финансовых и других ресурсов капитала, которые находятся в распоряжении предприятия, могут быть дополнительно привлечены и использованы для простого и расширенного воспроизводства факторов производства и других составляющих потенциала предприятия.

Субъектные составляющие связаны с общественной формой их обнаружения. Они не потребляются, а выступают как предпосылка, как общеэкономический, общехозяйственный социальный фактор рационального потребления объектных составляющих. Все это свидетельствует о том, что субъектные составляющие потенциала предприятия по воздействию на развитие основных факторов производства и эффективность функционирования экономических систем, по мере усложнения последних и их "окружающей среды", приобретают решающую роль. Известно, что даже те предприятия, которые имеют близкие по величине потенциалы, часто существенно различаются по результатам деятельности. В этих условиях (при отсутствии внешних "помех") разницу в результатах можно объяснить лишь неодинаковой степенью точности целевой ориентации системы. Иначе говоря, при прочих равных условиях, величина результата будет тем больше, чем более удачным будет организационно-экономическое обеспечение достижения заданных целей. Научное обеспечение производства и степень его эффективности также зависит от качества управления.

К субъектных составляющих потенциала предприятия относятся: научно технический потенциал, управленческий потенциал, потенциал организационной структуры управления, маркетинговый потенциал.

Научно-технический потенциал - обобщающая характеристика уровня научного обеспечения производства (науки, техники, технологии, инженерного дела, производственного опыта, возможностей и ресурсов (в том числе научно-технических кадров), которые есть в распоряжении предприятия для решения научно-технических проблем.

Управленческий потенциал - это навыки и способности руководителей всех уровней управления по формированию, организации, создания надлежащих условий для функционирования и развития социально-экономической системы предприятия. В наиболее общем виде он интеграцией функционально-структурных и нематериальных элементов.

Потенциал организационной структуры управления - представляет собой общекорпоративный управленческий (формальный и неформальный) механизм функционирования предприятия, воплощает в себе уровень организации функциональных элементов системы и характер взаимосвязей между ними.

Маркетинговый потенциал - это максимальная возможность предприятия по систематизированного и планомерного направления всех его функций (определение потребностей и спроса, организации производства, продажи и послепродажного обслуживания) на удовлетворение потребностей потребителей и использования потенциальных рынков сбыта. В структуре маркетингового потенциала отдельно выделяют логистический потенциал.

Широкая интерпретация понятия "логистика" как комплексной функции обеспечения предприятия исходными факторами производства на всех стадиях его деятельности позволяет в составе этой функции выделить: во-первых, доставку необходимых средств производства (услуг) на территорию предприятия от внешних контрагентов (логистика снабжения); во-вторых, доставку тех или иных видов производственных ресурсов непосредственно на места их переработки или использования в необходимых объемах и в урочный час (логистика производства); в-третьих, обеспечение пунктов сбыта готовыми изделиями и фирменными услугами (логистика распределения или сбыта).

С учетом функциональных особенностей и структурного среза логистических процессов по предметному признаку (логистика персонала, логистика материалов и готовых товаров, логистика энергетических и информационных потоков) логистический потенциал предприятия можно определить как максимальную производительность (функциональную способность) системно интегрированных подразделений, охватывающих все виды деятельности по перемещение в пространстве и движения во времени: персонала - перевозка сотрудников, размещение их по служебным помещением, перемещению согласно временному графику работы; материалов и готовых изделий - транспортировка, складирование, хранение, сортировка и перераспределение; энергетических и информационных потоков - передача, обработка, хранение и трансформация.

Особого внимания в структуре потенциала предприятия имеют право: трудовой, инфраструктурный и информационный потенциалы. Все они не попадают под указанную классификацию составляющих потенциала предприятия, их нельзя однозначно отнести то к субъектных, то ли к объектных составляющих.

"Трудовой потенциал" как научный термин вошел в обороте период перехода от экстенсивного к интенсивному пути развития производства. Это была своеобразная реакция науки на необходимость практики обеспечить качественное совершенствование формирования и использования совокупного способности человека как субъекта производства и управления.

Трудовой потенциал - это персонифицированная рабочая сила, которая рассматривается в совокупности своих качественных характеристик. Данное понятие позволяет, во-первых, оценить степень использования потенциальных возможностей как отдельно взятого работника, так и их совокупности, что необходимо для активизации человеческого фактора, и, во-вторых, обеспечить качественную (структурную) сбалансированность в развитии личного и вещественное факторов производства.

Инфраструктурный потенциал - сбалансированы с требованиями производства возможности цехов, хозяйств и служб, обеспечивающих необходимые условия для деятельности основных подразделений предприятия и удовлетворения социальных потребностей его персонала. При гипертрофированном развитии инфраструктуры! составляющие потенциала предприятий могут выполнять работы или оказывать определенные услуги сторонним организациям и другим субъектам рынка.

Информационный потенциал как важнейшая составляющая технико-технологической и управленческой базы современных предприятий имеет особую актуальность. Развитые страны уже перешли на новую постиндустриальную (информационную) место общественного прогресса. Эффективное хозяйствование предприятий Украины, рациональное использование их потенциала невозможно без наличия адекватного современным требованиям информационного обеспечения.

Информационный потенциал - это единство организационно-технических и информационных возможностей, обеспечивающих подготовку и принятие управленческих решений и влияют на характер (специфику) производства через сбор, хранение (накопление), обработку и распространение информационных ресурсов. В составе информационного потенциала можно отдельно выделить информационно-вычислительный потенциал , к которому принадлежит комплекс технических, программно-математических, организационно-экономических средств и специальных кадров, предназначенный для автоматизации процесса решения задач управления предприятием в различных областях человеческой деятельности.

Кроме того, информация и полученные с ее помощью знания реализуются в новых средствах труда, технологиях, профессиональном опыте рабочих, уровне организации производственных единиц, что еще раз свидетельствует о ее тесной взаимосвязи с другими составляющими потенциала предприятия.

В диссертации Репиной Инны Николаевны, "Управление предпринимательским потенциалом", впервые было предложено графоаналитических метод диагностики предпринимательского потенциала предприятия, названный автором "Квадрат потенциала». Данный метод позволяет системно установить количественные и качественные связи между отдельными элементами потенциала, уровень его развития и конкурентоспособности и на основе этого своевременно обосновать и реализовать управленческие решения по повышению эффективности функционирования предприятия. Он имеет несколько теоретических аспектов, которые необходимо учитывать при обосновании управленческих решений.

В более широком смысле графическая модель потенциала предприятия, предназначенной для проведения диагностики возможностей предприятия имеет форму сферы. Такая форма представляет все направления деятельности предприятия, тем самым раскрывает диалектику его потенциала. Но на практике трудно использовать сферическую форму для оценки потенциала предприятия.

Предлагаем упрощать графическую модель анализа к форме круга в общем виде, или в форму другой фигуры в зависимости от выбора количества направлений диагностики потенциальных возможностей предприятия (рис. 2.3).

Рис. 2.3. Графоаналитическая модель потенциала предприятия

Обобщив существующий опыт в практике диагностики, приходим к выводу, что диагностику потенциала предприятия целесообразно проводить методом сравнительной комплексной рейтинговой оценки с помощью системы показателей по следующим функциональным блокам (рис. 2.4).

По первому блоку - "Производство, распределение и сбыт продукции" необходимо проанализировать:

Объем, структура и темпы производства.

Фонды производства.

Имеющийся парк оборудования и степень его использования.

Местонахождение производства и наличие инфраструктуры.

Экологию производства.

Состояние продажи.

Рис. 2.4. Распределение деятельности предприятия за функциональными блоками

в целях оценки его потенциала

По второму блоку - "Организационная структура и менеджмент" рассматривается:

Организация и система управления.

Количественный и качественный состав работников.

Уровень менеджмента.

Фирменная культура.

Следующий, третий блок - "Маркетинг", предполагает исследование:

Рынка, товара и каналов сбыта.

Нововведений.

Маркетинговых планов и программ.

И последний, четвертый блок - "Финансы" представляет собой анализ финансового состояния предприятия с помощью коэффициентов рентабельности, эффективности, деловой активности, рыночной устойчивости, ликвидности и других.

Данный перечень показателей должен удовлетворять следующим требованиям: показатели должны как можно полнее охватить все стороны производственно хозяйственной, финансовой и других видов деятельности предприятия; процесс сбора показателей должен быть простым; дублирования показателей не допускается.

В основе расчета конечной рейтинговой оценки лежит сравнение предприятий по каждому показателю из четырех вышеуказанных, разделов системы показателей с условным эталонным предприятием или предприятием, имеющим лучший результат. Таким образом, базой для получения рейтинговой оценки состояния и уровня использования предпринимательского потенциала является не субъективные представления экспертов, характерно для большинства методик оценки, а наиболее высокие результаты, которые были достигнуты в реальной конкурентной борьбе из всей совокупности объектов, сравниваются. Этот подход соответствует практике рыночной конкуренции, где каждый самостоятельный товаропроизводитель нацеливается на то, чтобы по всем показателям деятельности выглядеть лучше своего конкурента.

Алгоритм графоаналитического метода оценки потенциала предприятия "Квадрат потенциала»:

1. Исходные данные представляются в виде матрицы (), то есть таблицы, где по строкам записаны номера показателей (i = 1, 2, 3, n), а по столбцам - название предприятий, рассматриваются (j = 1,2, 3, m).

2. По каждому показателю находится наилучшее значение при учете коэффициента чувствительности и проводится ранжирование предприятий, с определением занятого места.

3. Для каждого предприятия находим сумму мест (Pj), полученных в ходе ранжирования по формуле:

4. Трансформируем полученную в ходе ранжирования сумму мест (Pj) в длину вектора, создает квадрат потенциала предприятия (рис. 2.5). Квадрат потенциала предприятия имеет четыре зоны в соответствии разделам (к), которые применены в рассматриваемой системе показателей и четыре вектора (В), которые создают его.

Итак, длину вектора, создает квадрат потенциала предприятия (Вк, где k = 1,2, 3, 4), находим с помощью формулы:

(2.2)

5. Определив длину всех векторов создаем квадрат потенциала предприятия и делаем соответствующие выводы.

Графоаналитический метод анализа - "Квадрат потенциала» позволяет системно установить количественные и качественные связи между отдельными элементами потенциала, уровень его развития и конкурентоспособности и на основе этого своевременно обосновать и реализовать управленческие решения по повышению эффективности функционирования предприятия. Он имеет несколько особых теоретических аспектов, которые необходимо учитывать при обосновании управленческих решений.

1. Вид квадрата потенциала может быть двух типов. Первый тип имеет правильную форму квадрата (т.е. векторы, создают его, должны быть равными или приблизиться к этому) и если в результате анализа мы будем иметь фигуру визуально близкую к квадрату, то рассматриваемое предприятие имеет сбалансированный потенциал, являются основой успеха его деятельности. Второй тип имеет искаженную форму квадрата, причина этого может быть двоякая: один вектор развит больше второго (болезненный вектор) или все векторы развиты по-разному (дисгармония векторов). Если предприятие имеет второй тип формы квадрата, то его предпринимательский потенциал требует немедленных преобразований что приведет к улучшению сбалансированности элементов потенциала.

2. Потенциалы предприятий могут быть прокласификовани по размеру как крупные, средние и малые. Большой потенциал имеют предприятия когда длина векторов, создают квадрат потенциала предприятия находится в пределах 70-100 условных единиц; средний - в пределах 30-70 у.е.; малый - до 30 у.е.

3. Внешний контур квадрата определяет возможности предприятия для развития потенциала в оптимальных параметров.

4. Второй и третий векторы квадрата потенциала ("Организационная структура и менеджмент" и "Маркетинг") выступают предпосылкой дальнейшего развития потенциала предприятия.

5. Четвертый вектор - «Финансы» - является результативным, который характеризует успешность функционирования предприятия.

Существует связь между формой и размером квадрату потенциала предприятия и его жизненным циклом, представленный на рис. 2.5.

Рис. 2.5. Связь формы и размера квадрата потенциала предприятия с его жизненным циклом

Из рисунка видно, что на первой стадии - «стадии развития» - находятся предприятия по форме потенциала второго типа и размером, который превращается от малого до среднего относительно времени прохождения стадии.

На второй стадии - «стадии успеха» - расположены предприятия, форма потенциала которых принадлежит к первому типу, а его размер превращается из среднего до большого.

Стадия упадка свидетельствует о негативных явлениях, происходящих с потенциалом предприятия, а именно о переходе ко второй формы потенциала и уменьшения его размера от большого до среднего, а затем и до велика.