Теоретические аспекты материально-технического обеспечения. Стандарт материально-технического обеспечения Материально технического обеспечения и знания

Процесс материально–технического обеспечения производства направлен на своевременную поставку на склады предприятия или сразу на рабочие места требуемых в соответствии с бизнес–планом материально–технических ресурсов. В состав материально–технических ресурсов входят: сырье, материалы, комплектующие изделия, покупное технологическое оборудование и технологическая оснастка (приспособления, режущий и мерительный инструмент), новые транспортные средства, погрузочно–разгрузочное оборудование, вычислительная техника и другое оборудование, а также покупное топливо, энергия, вода и т.д. Если коротко, все, что поступает на предприятие в вещественной форме и в виде энергии, относится к элементам материально–технического обеспечения производства.

Цели материально–технического обеспечения производства:

– своевременное обеспечение подразделений предприятия необходимыми видами ресурсов требуемого количества и качества;

– улучшение использования ресурсов: повышение производительности труда, фондоотдачи, сокращение длительности производственных циклов изготовления продукции, обеспечение ритмичности процессов, сокращение оборачиваемости оборотных средств, полное использование вторичных ресурсов, повышение эффективности инвестиций и других показателей;

– анализ организационно–технического уровня производства и качества выпускаемой продукции у конкурентов поставщика и подготовка предложений по повышению конкурентоспособности выпускаемых конкурентами ресурсов либо смене поставщика конкретного вида ресурса. Ради повышения качества «входа» предприятия не следует бояться смены неконкурентоспособных поставщиков ресурсов.

Для достижения перечисленных целей на предприятии постоянно необходимо выполнять следующие работы:

а) проведение маркетинговых исследований рынка поставщиков по конкретным видам ресурсов;

б) нормирование потребности в конкретных видах ресурсов (нормирование – это процесс анализа использования оборотных средств, разработки, согласования и утверждения нормативов и норм расхода элементов оборотных средств или других объектов);

в) разработка организационно–технических мероприятий по снижению норм и нормативов расхода ресурсов;

г) поиск каналов и форм материально–технического обеспечения производства;

д) разработка материальных балансов;

е) планирование материально–технического обеспечения производства ресурсами;

ж) организация доставки, хранения и подготовки ресурсов к производству;

з) организация обеспечения ресурсами рабочих мест;

и) учет и контроль использования ресурсов;

к) организация сбора и переработки отходов производства;

л) анализ эффективности использования ресурсов;

м) стимулирование улучшения использования ресурсов.

Всеми перечисленными работами должен заниматься отдел материально–технического обеспечения производства, находящийся в подчинении у заместителя руководителя предприятия по производству. Поскольку качество работы отдела во многом определяет качество производственного процесса, то он должен быть укомплектован высококвалифицированными специалистами. Кроме того, многие решаемые отделом вопросы носят комплексный характер, требуют знаний в области маркетинга, техники, технологии, экономики, нормирования, прогнозирования, организации производства, межпроизводственных связей.

В зависимости от объёма производства и специфики материалов отделы материально–технического снабжения на предприятии организуются по-разному. Существуют следующие виды организации материально–технического снабжения:

1. Централизованная форма . При этой форме снабженческие и складские функции осуществляются единым аппаратом снабжения, который делится на следующие рабочие группы: плановая, заготовительная, занимающаяся складскими операциями. Эта структура характерна для небольших и средних предприятий.

2. Система «снабсклад». Она состоит из отдельных снабженческих подразделений, специализированных по отдельным группам материалов. Каждый из снабскладов полностью автономен и сам выполняет все снабженческие функции по своей группе материалов. Эта структура практикуется на предприятиях, потребляющих в большом количестве однородные виды материалов.

3. Система цехового снабжения . При этой системе снабжение ведётся по территориально–производственному признаку. Склад обслуживает один определённый цех и в одной структурной единице совмещены все снабженческие функции. Эта система встречается редко.

Структура отдела материально–технического обеспечения производства представляется следующей (рис. 35):

1. бюро маркетинга поставщиков ресурсов;

2. бюро нормирования и планирования обеспечения производства ресурсами;

3. бюро управления запасами;

4. бюро обеспечения рабочих мест ресурсами;

5. бюро управления эффективностью использования ресурсов.

В свою очередь, каждое бюро может состоять, в зависимости от размера предприятия, из групп, отвечающих за конкретную проблему или объект. Например:

Бюро маркетинга можно делить либо по группам ресурсов (оборудование, технологическая оснастка, сырье, материалы, комплектующие изделия), либо по функциям маркетинга (группа информационного обеспечения, группа изучения имиджа поставщиков, группа изучения конкурентоспособности пocтaвщикoв товapoв, группа цен, группа связей с общественностью). Очевидно, что при формировании бюро по предметному признаку требуются специалисты, владеющие всеми функциями маркетинга. При формировании бюро по функциональному признаку специалисты должны хорошо разбираться в особенностях всех видов ресурсов, используемых предприятием. Все определяется конкретными условиями.

Бюро нормирования и планирования обеспечения производства ресурсами можно поручить выполнение следующих функций: разработка методов оптимизации использования ресурсов в условиях данного предприятия; разработка нормативов расхода важнейших видов ресурсов по основным объектам предприятия; анализ эффективности использования ресурсов на предприятии; разработка стратегических и тактических норм и нормативов; разработка материальных балансов; разработка плана обеспечения предприятия и его подразделений материально–техническими ресурсами (входит в состав бизнес–плана предприятия).

Бюро управления запасами могло бы заниматься следующими вопросами: расчет нормативов различных видов запаса (оборотный, страховой, расходный) по видам ресурсов; оптимизация запасов по видам ресурсов; организация пополнения запасов; учет и контроль использования ресурсов; техническое обеспечение управления запасами.

Бюро обеспечения рабочих мест ресурсами должно решать следующие вопросы: оснащение основным и вспомогательным оборудованием, инвентарем, тарой, устройствами охраны труда и санитарно–гигиеническими устройствами; организация оперативного обеспечения рабочих мест технологической оснасткой, материалами, комплектующими изделиями, полуфабрикатами, топливно–энергетическими ресурсами; учет, контроль и анализ использования ресурсов на рабочем месте.

Бюро управления эффективностью использования ресурсов могло бы заниматься выявлением факторов улучшения использования ресурсов (по видам), установлением зависимостей между организационно–техническими и экономическими показателями, организацией учета и контроля использования ресурсов в целом по предприятию, разработкой мероприятий по улучшению использования различных видов ресурсов, организацией их внедрения и стимулирования.

По аналогии с бюро маркетинга структуру остальных бюро отдела материально–технического обеспечения производства можно формировать по функциональному либо предметному признаку.

Процесс движения ресурсов включает:

– привлечение ресурсов для выполнения различных направлений работ;

– использование ресурсов по одному из направлений;

– восстановление ресурсов (при необходимости);

– утилизация или списание ресурсов.

Планирование материально–технического обеспечения производства включает комплекс работ по анализу удельных расходов материальных ресурсов за отчетный период, использованию технологического оборудования и оснастки, прогнозированию и нормированию отдельных видов ресурсов на плановый период, разработку материальных балансов по видам ресурсов, источникам поступления и вышеперечисленным направлениям использования.

Перечисленные работы по планированию весьма трудоемки. Они выполняются экономистами и плановиками при участии других специалистов. Менеджеры не принимают участия в разработке планов, их задача – проверить соблюдение принципов планирования, состав плановых документов, их качество.

Факторами улучшения использования ресурсов являются:

– применение к процессам движения ресурсов совокупности научных подходов менеджмента;

– оптимизация формирования и использования ресурсов;

– совершенствование конструкции или структуры продукции;

– совершенствование технологии изготовления продукции;

– применение материалов с заранее заданными свойствами;

– применение оптимальных для данных условий форм и методов обеспечения ресурсами;

– стимулирование улучшения использования ресурсов.

Формы обеспечения ресурсами:

– через товарно–сырьевые биржи;

– прямые связи;

– аукционы, конкурсы;

– спонсорство;

– собственное производство и др.

Конкретную форму (метод) обеспечения материально–техническими ресурсами предприятие выбирает исходя из особенностей ресурса, продолжительности его получения, количества предложений, качества и цены ресурса и других факторов. При определении формы обеспечения предприятия ресурсами следует изучать надежность поставщика и уровень конкурентоспособности выпускаемой им продукции.


Рис.35. Организационная схема отдела МТО промышленного предприятия

ТЕМА 16. ТРАНСПОРТНОЕ, СКЛАДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО,

СБЫТ ПРОДУКЦИИ

МТО - деятельность, характерная практически для каждой организации. Аббревиатура расшифровывается так: "материально-техническое обеспечение". Это главная тема статьи. Помимо определения, мы рассмотрим функции, формы, организацию МТО, управление им, составление планов обеспечения и другие важные вопросы по теме.

Определение

Материально-техническое обеспечение - это один из видов коммерческой деятельности, обеспечивающей организацию, соответственно, материальными и техническими ресурсами.

И более детальное определение. Материально-техническое обеспечение - система использования и обращения основных, оборотных фондов организации (сырья, машин, полуфабрикатов и проч.), средств труда. А также их дальнейшее распределение по бизнес-единицам, структурным отделам, потребление в производственном процессе.

Главная цель МТО - предоставить материальные и технические ресурсы производству в обговоренных объемах, в указанную локацию.

Функции

Функции материально-технического обеспечения - это две категории: технологические и коммерческие. Рассмотрим их.

Коммерческие функции МТО, в свою очередь, разделяются снова на две группы. Основные - это непосредственно покупка или аренда технических и материальных ресурсов. Вспомогательные функции МТО - следующее:

  • Маркетинговые. Решение по выбору того или иного поставщика, обоснование доверия данному партнеру.
  • обеспечение покупки/аренды ресурсов, защита спектра прав собственности, а также сопровождение деловых переговоров. Заключение сделок и контроль за их исполнением.

Технологические функции материально-технического обеспечения учреждения:

  • Решение вопросов по процессам доставки и хранения ресурсов.
  • Распаковка, заготовка, консервация ресурсов.
  • Предварительная обработка сырья и иных ресурсов.

Главные обязанности отдела

Материально-техническое обеспечение деятельности - это исполнение ряда последовательных и взаимосвязанных задач:

  • Планирование потребности организации в ресурсах. За основу берутся данные о двух показателях производства - фондоотдаче и материалоемкости. Информация определяет оптимальные , необходимые для конкретного производственного цикла или отдельного выпуска определенной партии изделий/услуг.
  • Заготовительная задача. МТО ведет на базе предприятия оперативные и заготовительные работы согласно планам потребностей. Также контролирует процессы заключения договоров поставки, анализирует "ошибки" производства.
  • Хранение материалов и заготовленного сырья. Организация складского характера. Кроме того, в обязанности отдела входит разработка инструкций и указаний, по которым должно осуществляться хранение и использование запасов.
  • Учет заготовленных ресурсов. Строгий контроль за их выдачей структурным подразделениям.

Формы МТО

Центр материально-технического обеспечения может быть разным. Все зависит от специфики самого предприятия или фирмы.

Рассмотрим самые распространенные формы материально-технического обеспечения организации:

  • Поставка полуфабрикатов, готовой продукции или услуг технического характера по хозяйственным прямым связям.
  • Оптовая торговля определенными средствами для производства, товарами. Осуществляется через склады, товарозаготовительные базы, магазинную сеть.
  • Заемные, обменные операции, предпринимаемые в случае нехватки ресурсов, денежных средств, инвестиций.
  • Переработка отходов производства или использование вторичных ресурсов.
  • Лизинг - один из главных инструментов в мире финансов, посредством которого можно осуществить долгосрочное капиталовложение в модернизацию и переоснащение производства. Создает устойчивую материально-технологическую базу, способствует повышению конкурентоспособности, лучшему качеству выпускаемых товаров.
  • Покупка сырья и ресурсов через специальные товарные биржи. Организация импортных закупок по соответствующим соглашениям о сотрудничестве с зарубежными фирмами.
  • Развитие подсобных хозяйств (пример: изготовление тары, добыча какого-либо сырья). Осуществление дальнейшего централизованного распределения ресурсов.

Классификация форм МТО

Формы процессов материально-технического обеспечения можно разделить на две категории.

1. Транзитная (прямая). Продукцию поставляют потребителю от предприятия-изготовителя. От поставщиков закупленные товары распределяются по розничным точкам. Соответственно, здесь нет посредников, а отношения "покупатель-продавец" - это прямая хозяйственная связь.

Положительный момент: значительное ускорение процесса поставки, крепкие хозяйственные связи, отсутствие посреднических, промежуточных операций. Все это выливается в несомненный плюс: значительное уменьшение транзитных издержек. Такая форма организации МТО целесообразна при постоянном сотрудничестве, при большом объеме реализуемых ресурсов.

2. Складская. Поставка продукции осуществляется с помощью распределительных, промежуточных складских терминалов и комплексов. Удобна для тех случаев, когда материалы и сырье потребляются в малых количествах. Первоначально ресурсы тут закупаются по оптовым ценам, затем их отправляют на склады, а оттуда - конечному потребителю. Производственные запасы начинают снижаться, а оборачиваемость средств возрастает.

Предприятие получает возможность завозить ресурсы в удобное время, в количестве, необходимом "сейчас". Это дает посредникам возможность заранее подготовить груз к транспортировке, чтобы доставить его по первому запросу организации-потребителя. Но за такое удобство расходы несут сами покупатели - вводятся так называемые складские наценки. При всех плюсах такая форма организации МТО все же увеличивает общие издержки производства.

Организационная структура

Управление материально-техническим обеспечением - это организация двух процессов: закупки и управление снабжением. Разберем это подробнее.

Организация закупок:

  • Управление закупками определенных работ.
  • Организация закупки необходимого сырья, оборудования. Это управление закупками материалов, закупками оборудования и закупками услуг.
  • Управление закупками консультационной помощи.

Теперь второй процесс. Управление снабжением - это следующие векторы деятельности:

  • Управление запасами.
  • Управление поставками собственной продукции.
  • Управление распределением ресурсов внутри самой же организации.

Формы организации управления

Управление материально-техническим обеспечением - выбор одной из трех предполагаемых форм доставки ресурсов:

  • Децентрализованная. Цеха, отделения предприятия сами вывозят необходимое им сырье с производственных складов. Используется служебный транспорт. Такая форма более подходит для тех предприятий, которые осуществляют индивидуальное или мелкосерийное производство.
  • Централизованная. Наоборот, подходит для предприятий, которые уже нацелены на массовое производство. Склады по предварительно составленному графику передают цехам определенное количество требуемых материальных ресурсов. Такая организация предоставляет возможность заранее подготовиться доставке, более целесообразно использовать транспорт, вспомогательные рабочие отделы, которые непосредственно заняты развозом требуемого сырья по цехам. Централизованная доставка ресурсов, кроме того, значительно упрощает систему учета и контроля за прохождением сырья, оборудования, материалов от главного склада до конкретного рабочего места.
  • Смешанная. При такой форме наблюдается совместное использование и централизованной, и децентрализованной формы. Соответственно, какие-то ресурсы определенным цехам поставляются по установленному графику. В то же время сырье другого качества подразделения организации вывозят из складов сами, задействуя служебный транспорт.

Структуры управления

Для предприятия характерна систематизация служб, отделов материального обеспечения. Выделяется три основные структуры управления:

  • Функциональная. Каждое подразделение выполняет свою строго определенную функцию. Такое разделение характерно для предприятий, занятых в мелкосерийном или единичном производстве, имеющих небольшую номенклатуру и малые объемы материалов.
  • Согласно товарному принципу. Тут отдельные подразделения МТО проделывают весь комплекс работ по снабжению сырьем. Такое управление более всего характерно для массовых, крупносерийных производств, которые отличает широкая номенклатура, масштабные запасы сырья.
  • Комбинированная. Часть специалистов отдела занята вопросами внешнего ресурсообеспечения. Другие же сотрудники занимаются внутрипроизводственным перемещением сырья, оборудования и других необходимых ресурсов.

Недостатки в организации МТО

Если программа материально-технического обеспечения выстроена неправильно, то это может привести к ряду негативных последствий масштаба всего предприятия. Например:

  • Недовыпуск продукции. Ведет, тем самым, к снижению прибыли.
  • Возрастание систематических расходов из-за простоев (следствие недостатка ресурсов для производства).
  • Выпуск бракованной продукции.
  • Снижение конкурентоспособности изделий.
  • Потери из-за порчи сырья, невостребованного из-за чрезмерных запасов.

План МТО

Планирование МТО - это получение основания для принятия решения по поводу закупки сырья. Здесь выделяются следующие этапы планирования:

  1. Исследование рынка. Это сбор, анализ, обработка и оценка данных о предложениях, их ассортименте, стоимости необходимых материалов и сырья. Анализ расходов по их доставке.
  2. Расчет потребности предприятия в этих ресурсах на основании баланса МТО. Учитываются как внешние, так и внутренние источники обеспечения.
  3. Составление планов закупок.
  4. Анализ произведенной закупки.

Оперативная работа по МТО

Оперативной работой по материально-техническому обучению считается следующее:

  • Получение, а также учет различных фондовых извещений на распределяемую продукцию (более характерно для централизованных предприятий).
  • Посредством МТО организация заказывает получение сырья от поставщиков, заключает с ними соглашения о сотрудничестве, осуществляет контроль за их исполнением.
  • Специфицирование производственных фондов. Иными словами, определение потребности предприятия в каком-либо сырье, материалах по специальной номенклатуре-ценнику. Там все ресурсы распределены по типам, размерам, профилям и иным характеристикам.
  • Количественный и качественный прием необходимого сырья.
  • Процесс организации снабжения цехов, производственных подразделений.
  • Управление доставкой материалов и оборудования в цеха.

Материально-техническое обеспечение - это как снабжение организации необходимым сырьем и оборудованием, так и планирование внутренних перемещений ресурсов по цехам. От его грамотной организации, выбора нужной формы управления поставками во многом зависит успех всего предприятия.

Материально-техническое обеспечение (МТО) включает в себя анализ потребностей предприятия в ресурсах, их поиск, покупку и подготовку для использования в производственной деятельности.

Функциональная основа и основные задачи

Функционал МТО делят на четыре подгруппы: коммерческую, маркетинговую, технологическую и административную.

  • Коммерческая. Покупка или аренда материально-технических ресурсов, необходимых для производственной деятельности.
  • Маркетинговая. Выбор поставщиков и заключение с ними контрактов.
  • Технологическая. Доставка или транспортировка ресурсов, а также их складское хранение.
  • Административная. Учет и контроль ресурсной базы.

Планирование

Материально-техническое обеспечение играет одну из ключевых ролей в долгосрочном планировании деятельности фирмы. Номенклатура МТО позволяет заранее необходимое количество ресурсов для производства запланированного объема продукции. Процесс ее составления включает несколько этапов:

  • анализ стоимости и качества ресурсов у разных поставщиков;
  • расчет затрат на доставку ресурсов;
  • расчет объемов требуемых ресурсов в соответствии с планами выпуска готовой продукции;
  • составление плана закупок.

При работе системы МТО предприятия используются следующие методы:

  • Нормативный. Основывается на прямой корреляции между масштабом производства предприятия и его потребностью в ресурсах, которая определяется нормой расходов.
  • Статистический. Базируется на коэффициентах планирования будущего потребления по сравнению с прошлыми и снижения нормы расходов на следующий период.
  • Прогнозный. Предполагает анализ расходов на потребление ресурсов за определенный промежуток времени в прошлом и их динамике.

Материально-техническое обеспечение

Логи́стика - стратегическое управление (менеджмент) закупкой, снабжением, перевозками и хранением материалов, деталей и готового инвентаря (техники и проч.). Понятие включает в себя также управление соответствующими потоками информации, а также финансовыми потоками.

Логистика направлена на оптимизацию издержек и рационализацию процесса производства, сбыта и сопутствующего сервиса, как в рамках одного предприятия, так и для группы предприятий. В зависимости от специфики деятельности компании применяются различные логистические системы.

Логистическая система - совокупность действий участников логистической цепи (предприятий-производителей, транспортных, торговых организаций, магазинов, и пр.), построенных таким образом, чтобы выполнялись основные задачи логистики.

Термин имеет иноязычное происхождение, русский эквивалент - снабжение (аналогично, логист - снабженец ).

Происхождение термина

Термин появился первоначально в интендантской службе армии . Сам термин «логистика» происходит от греческого λόγος (логос) и впервые употребляется в трактатах по военному искусству византийского императора Льва VI .

Военная логистика

Наиболее яркое проявление военной логистики было в период Второй мировой войны . Американский военный контингент, ведя боевые действия в Европе, полностью обеспечивался тыловыми подразделениями с другого материка. Совместная и четко отлаженная работа военной промышленности, транспорта (авиационные, морские и сухопутные перевозки) и тыловых служб дала после окончания войны толчок к применению военного логистического опыта в мирной экономике.

В наше время понятие «военной логистики» в некоторых странах по-прежнему сохраняется, но в русском языке термин «логистика» сейчас ассоциируется, прежде всего, с бизнесом.

Бизнес-логистика

По экономическому пониманию, логистика - наука об управлении материальными, финансовыми и информационными потоками на предприятии с целью их оптимизации и уменьшения издержек производства.

Логистические системы очень разнообразны по охвату деятельности предприятия (и по пониманию современного российского менеджмента). Для некоторых логистика это просто умение работать с базами данных, для некоторых - снабженческая или складская деятельность. Но по своему назначению (а главное её назначение - уменьшение затрат при условии выполнения плановых заданий, а следовательно увеличение эффективности производственной деятельности) логистические системы должны охватывать практически все (кроме бухгалтерских, кадровых и т. п.) направления деятельности.

Понятие логистики включает в себя множество поддисциплин: закупочная, транспортная, складская, производственная, информационная логистика и другие.

Компании могут развивать собственные логистические подразделения, а могут привлекать транспортно-логистические организации для решения вопросов поставок, складирования и снабжения. В зависимости от уровня привлечения независимых компаний для решения бизнес-задач в логистике различают разные уровни: 1PL - от англ. «first-party logistics» - подход, при котором организация решает логистические вопросы самостоятельно; 3PL от англ. «third-party logistics» - подход, при котором полный комплекс логистических услуг от доставки и адресного хранения до управления заказами и отслеживания движения товаров передается на сторону транспортно-логистической организации. В функции такого 3PL-провайдера входит организация и управление перевозками, учет и управление запасами, подготовка импортно-экспортной и фрахтовой документации, складское хранение, обработка груза, доставка конечному потребителю.

Закупочная логистика

Основная статья : Закупочная логистика

Основной целью закупочной логистики является удовлетворение производства материалами с максимальной экономической эффективностью, качеством и кратчайшими сроками. Закупочкая логистика проходит по поиску и выбору альтернативных поставщиков-изготовителей. Основными способами закупочной логистики являются традиционный и оперативный способы. Традиционный способ осуществляется путем поставки необходимого количества товаров единовременно, а оперативный по мере необходимости в товаре. Важной частью закупочной логистики является планирование поставок на основании управления запасами.

Сбытовая логистика

Целью сбытовой логистики (логистики распределения) является обеспечение доставки товаров в нужное место в нужное время с определенными затратами . С понятием сбытовой логистики тесно связано понятие канал распределения - совокупность различных организаций, которые осуществляют доставку товара до потребителя.

Транспортная логистика

Основной задачей транспортной логистики является осуществление деятельности по планированию, организации доставки материальных ресурсов от первичного источника сырья до конечного потребителя. Транспортная логистика - это система по организации доставки, а именно по перемещению каких-либо материальных предметов, веществ и пр. из одной точки в другую по оптимальному маршруту. Оптимальным считается маршрут, по которому возможно доставить логистический объект, в кратчайшие сроки (или предусмотренные сроки) с минимальными затратами, а также с минимальным вредом для объекта доставки. Вредом для объекта доставки считается негативное воздействие на логистический объект как со стороны внешних факторов (условия перевозки), так и со стороны временного фактора при доставке объектов, подпадающих под данную категорию.

Участники рынка транспортной логистики

Логистика запасов

Политика управления запасами состоит из решений - что закупать или производить, когда и в каких объемах. Она также включает в себя решения о размещении запасов на производственных предприятиях и в распределительных центрах.

Второй элемент политики управления запасами касается стратегии. Можно управлять запасами каждого распределительного склада по раздельности, а можно централизированно (требует большей координации и информационного обеспечения)

Складская логистика

Основной задачей складской логистики является оптимизация бизнес процессов приемки, обработки, хранения и отгрузки товаров на складах. Складская логистика определяет правила организации складского хозяйства, процедуры работы с товаром и соответствующие им процессы управления ресурсами (человеческими, техническими, информационными). Для информационно-технической поддержки таких процессов используются специализированные системы управления складом

Экологическая логистика

Основная статья : Экологическая логистика

Экологическая логистика обеспечивает движение материала при любых производственных процессах вплоть до его превращения в товарный продукт и отходы с последующим проведением отходов до утилизации или безопасное хранение в окружающей среде. Экологическая логистика также обеспечивает сбор и сортировку отходов, образующихся при потреблении товарных продуктов, их транспортировку, утилизацию или безопасное хранение в окружающей среде . Она позволяет радикально очищать большие территории, загрязненные несанкционированным мусором.

Бережливая логистика

Синтез логистики и Лин концепции позволил создать вытягивающую систему, объединяющую все фирмы и предприятия, задействованные в потоке создания ценности, в которой происходит частичное пополнение запасов небольшими партиями. Приципы Лин технологии распространяются на сферы материально-технического снабжения, управления складами, запасами и транспортом в рамках предприятий, а затем и на управление внешними по отношению к заводам потоками. Лин логистика использует принцип совокупной логистической стоимости, Total Logistics Cost, TLC , что позволяет:

  • Сократить запасы по всей цепи;
  • Снизить затраты на транспортировку и хранение;
  • Наладить логистическое сотрудничество.

Другие сферы применения

В последнее время наметилась тенденция применения принципов логистики не только в экономике и финансах , но также в социальной области (социальная логистика): политика (политическая логистика ), муниципалитетах (муниципальная логистика), педагогика (педагогическая или образовательная логистика), психология (педагогическая психологизированная логистика), медицина (медицинская логистика) и демография демографическая логистика); виртуальная логистика, городская логистика и др.

Задачи, решаемые логистикой

  1. выбор вида транспортного средства;
  2. выбор типа транспортного средства;
  3. определение маршрутов;
  4. организация транспортировки груза;
  5. ответственное хранение на складских площадях;
  6. формирование сборных заказов;
  7. таможенные услуги

Обучение логистов

Подготовка логистов осуществляется по комплексной программе. Собственно логистическое обучение включает темы:

  • Теоретико-методологические основы логистики
  • Объекты логистического управления
  • Функции логистики
  • Основные логистические концепции и системы
  • Прикладная логистика в применении к производственным процессам
  • Прикладная логистика в применении к снабжению и закупкам
  • Прикладная логистика в применении к транспортным процессам
  • Прикладная логистика в применении к складированию и управлению запасами
  • Экологическая логистика
  • Муниципальная логистика
  • Интегрированная логистика
  • Бережливая логистика
  • Политика распределения и

Ключевые слова

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ECONOMIC GROWTH / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / ВОЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВА / MILITARY ORGANIZATION OF THE STATE / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБОРОННЫЙ ЗАКАЗ / STATE DEFENSIVE ORDER / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / STATE POLICY / MATERIAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы - Целыковских Александр Александрович, Курбанов Артур Хусаинович, Плотников Владимир Александрович

На современном этапе развития российской политической и социально-экономической системы наблюдается усиление степени и дифференциация спектра угроз национальной безопасности . Обеспечение устойчивости развития в такой обстановке требует консолидации ресурсов, выделяемых на решение задач в сфере обороны и безопасности. В этой связи перед ведомственными системами вооруженных сил, других войск, воинских формирований и органов Российской Федерации ставятся новые и сложные задачи военного и экономического характера. Все яснее проступает и тесная взаимосвязь этих задач: решение преимущественно военных вопросов практически на всех уровнях зависит от уровня экономической обеспеченности ресурсами. На основе комплексного анализа в статье рассматриваются перспективы развития системы материально-технического обеспечения военной организации государства .

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу, автор научной работы - Целыковских Александр Александрович, Курбанов Артур Хусаинович, Плотников Владимир Александрович

  • Тенденции институциональных преобразований в экономическом обеспечении национальной безопасности

    2015 / Кузьменков Александр Михайлович, Смуров Александр Михайлович
  • 2012 / Балашов А. И., Имамов Т. Д.
  • Методика оценки эффективности передачи на аутсорсинг функций материально-технического обеспечения Вооруженных сил Российской федерации

    2012 / Балашов А.И., Имамов Т.Д.
  • Влияние состояния инфраструктуры военного назначения на обеспечение военно-экономической безопасности страны

    2017 / Курбанов Тимур Хусаинович, Kurbanov A., Плотников Владимир Александрович
  • Использование основных ресурсов агропромышленного комплекса России в интересах обеспечения военно-экономической безопасности

    2015 / Бабешин М.А., Ковнерев М.А.
  • Вопросы экономической безопасности в оборонно-промышленном комплексе

    2018 / Бочуров Андрей Александрович, Курбанов Артур Хусаинович, Литвиненко Александр Николаевич
  • Продовольственное обеспечение в системе военно-экономических потребностей вооруженных сил Российской Федерации

    2016 / Хрусталёв Е.Ю., Колеухо Д.С.
  • Методические подходы к оценке эффективности системы обеспечения вещевым имуществом военнослужащих и обоснование перспектив её развития

    2016 / Абрамов Алексей Кириллович, Кушнир Олег Григорьевич
  • Разработка методики оценки военно-экономической эффективности использования военной автомобильной техники

    2017 / Козин Михаил Николаевич, Саматов Руслан Минибариевич
  • Комплексная методика оценки эффективности государственно-частного партнерства при реализации проекта создания производственно-логистических комплексов военной организации государства

    2018 / Курбанов Тимур Хусаинович

At the present stage of development of the Russian political and social and economic system strengthening of degree and differentiation of a range of threats of national security is observed. Ensuring stability of development in such situation demands consolidation of the resources allocated for the solution of tasks in the sphere of defense and safety. In this regard, new and complex tasks of military and economic character are set for departmental systems of material support of Armed forces, other troops, military formations and bodies of the Russian Federation. Everything appears also close interrelation of these tasks more clearly: the solution of mainly military questions practically at all levels depends on the level of economic security with resources. On the basis of the complex analysis, in article prospects of development of system of material support of the military organization of the state are considered.

Текст научной работы на тему «Система материально-технического обеспечения военной организации государства: особенности функционирования и перспективы развития в современных экономических условиях»

| Целыковских А. А., Курбанов А. Х., Плотников В. А.

о Система материально-технического обеспечения

§ военной организации государства:

х особенности функционирования и перспективы

£ развития в современных экономических условиях

Целыковских Александр Александрович

Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулева (Санкт-Петербург)

Заместитель начальника академии по учебной и научной работе

Доктор военных наук, профессор

Курбанов Артур Хусаинович

Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулева Профессор кафедры материального обеспечения Доктор экономических наук, доцент [email protected]

Плотников Владимир Александрович

Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулева Профессор кафедры материального обеспечения Доктор экономических наук, профессор [email protected]

На современном этапе развития российской политической и социально-экономической системы наблюдается усиление степени и дифференциация спектра угроз национальной безопасности. Обеспечение устойчивости развития в такой обстановке требует консолидации ресурсов, выделяемых на решение задач в сфере обороны и безопасности. В этой связи перед ведомственными системами материально-технического обеспечения вооруженных сил, других войск, воинских формирований и органов Российской Федерации ставятся новые и сложные задачи военного и экономического характера. Все яснее проступает и тесная взаимосвязь этих задач: решение преимущественно военных вопросов практически на всех уровнях зависит от уровня экономической обеспеченности ресурсами. На основе комплексного анализа в статье рассматриваются перспективы развития системы материально-технического обеспечения военной организации государства.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

национальная безопасность, экономический рост, социально-экономическое развитие, военная организация государства, государственный оборонный заказ, материально-техническое обеспечение, государственная политика

Tselykovskikh A. A., Kurbanov A. H., Plotnikov V. A.

System of Material Support of the Military Organization of the State: Features of Functioning and Prospect of Development in Modern Economic Conditions

Tselykovskikh Alexander Aleksandrovich

Military Academy of Logistics named after Army General A. V. Khrulev (Saint-Petersburg, Russian Federation) Deputy Chief of academy on Educational and Scientific Work Doctor of Science (Military Science), Professor [email protected]

Kurbanov Arthur Husainovich

Military Academy of Logistics named after Army General A. V. Khrulev (Saint-Petersburg, Russian Federation) Professor of department of material security Doctor of Science (Economy), associate Professor [email protected]

Plotnikov Vladimir Aleksandrovich

Military academy of logistics named after army General a. V. Khrulev (Saint-Petersburg, russian federation) Professor of department of material security doctor of Science (Economy), Professor [email protected]

At the present stage of development of the Russian political and social and economic system strengthening of degree and differentiation of a range of threats of national security is observed. Ensuring stability of development in such situation demands consolidation of the resources allocated for the solution of tasks in the sphere of defense and safety. In this regard, new and complex tasks of military and economic character are set for departmental systems of material support of Armed forces, other troops, military formations and bodies of the Russian Federation. Everything appears also close interrelation of these tasks more clearly: the solution of mainly military questions practically at all levels depends on the level of economic security with resources. On the basis of the complex analysis, in article prospects of development of system of material support of the military organization of the state are considered.

national security, economic growth, social and economic development, military organization of the state, state defensive order, material support, state policy

Негативные явления в экономике Российской Федерации, обострившиеся в связи с острой фазой кризиса 2008-2009 гг., в полной мере не преодолены до сих пор. В отличие от кризиса 1998 г., сгенерировавшего среднесрочную волну экономического роста, современный посткризисный «отскок» траектории российского ВВП был весьма непродолжительным и вялым: уже с 2012 г. динамика производства существенно замедлилась, грозя перерасти в стагнацию.

2013-2014 гг. принесли российской экономической и политической системам новое «испытание на прочность». Внешнеполитическое давление, связанное с событиями вокруг Крыма и Украины, экономические санкции и ограничения, резкая девальвация национальной валюты, падение мировых цен на нефть и ряд других факторов сформировали для России новую систему вызовов и угроз в социально-экономической сфере. В то же время, эти угрозы (чего никогда ранее не было в постсоветской России) спроецировались в военно-политическую и военно-стратегическую плоскость. Это создало принципиально новую обстановку для дальнейшего устойчивого развития страны, обеспечения ее национальной безопасности.

Стало очевидно, что либеральные рассуждения 10-20-летней давности утратили свою актуальность как в экономической, так и в военно-экономической сфере. Они перестали в полной мере соответствовать российским реалиям и ближайшим перспективам развития страны. По нашему мнению, сохранение высокого уровня оборонных расходов сегодня - это не возврат к традициям «холодной войны», а необходимость, обусловленная изменением спектра и интенсивности угроз экономическому и политическому суверенитету Российской Федерации. Реформа в вооруженных силах фактически завершена, они перешли на новые принципы организационного построения, изменилась система базирования, трансформировалась система их задач и целей применения.

Сегодня безусловным приоритетом является полное выполнение утвержденной государственной программы вооружения. Перенос сроков ее исполнения и переУПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ. № 12 . 2014 17

2 смотр структуры (под предлогом экономии бюджетных расходов в кризисный пе-^ риод) может привести к нивелированию усилий по укреплению обороноспособен ности страны, предпринимавшихся в течение последних лет. Да и с экономической о точки зрения это неразумно: на ключевых предприятиях оборонно-промышленного го комплекса завершено техническое перевооружение, завершились работы по раз-х работке и постановке на производство новых и модернизированных образцов вон- оружения и военной техники. Загрузка этих предприятий заказами способна дать < мощный мультипликативный импульс российской экономике, особенно высокого технологичному сектору промышленности, что позволит эффективно решать актуальные сегодня проблемы импортозамещения .

Не менее важной задачей для государственной политики в сфере обороны и безопасности является укрепление экономической подсистемы самой военной организации, основу которой составляет система материально-технического обеспечения, находящаяся в ведении Минобороны России. Функционирующая в современных условиях система материально-технического обеспечения военной организации государства - самая масштабная из обеспечивающих государственные институты систем . Она предназначена для выполнения комплекса мероприятий, направленных на решение специальных задач в интересах военных потребителей (рис. 1), и включает в себя большое количество структурных элементов: органы военного управления; центры материально-технического обеспечения; соединения, части и подразделения материально-технического обеспечения. Взаимодействие между элементами системы организовано и осуществляется: в масштабах вооруженных сил - через штаб, департаменты и главные управления, в округах - через соответствующие управления и службы.

Система материально-технического обеспечения Вооруженных сил Российской Федерации (далее - система МТО ВС РФ) является связующим звеном между народным хозяйством (предприятиями экономического комплекса страны) и военными потребителями, в интересах которых истребуется, производится, оплачивается, получается, хранится и распределяется продукция, организуется выполнение соответствующих работ и услуг (рис. 2). Организация МТО ВС РФ предполагает широкое использование ресурсов предприятий экономического комплекса страны. Рассматриваемая нами система не является автономной и самодостаточной, она встроена в общие экономические процессы и подвержена влиянию не только кризисных явлений в экономике, но преобразований, происходящих в системе государственного управления.

Так, например, в рамках Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах (в ред. Распоряжения Правительства РФ от 09.02.2008 № 157-р, Постановления Правительства РФ от 28.03.2008 № 221), предусматривающей оптимизацию функций органов исполнительной власти, в ВС РФ стало осуществляться внедрение технологии аутсорсинга . Основным поставщиком услуг в интересах ВС РФ было определено ОАО «Оборонсервис» - холдинг. В состав холдинга вошли 10 концернов - «Авиаремонт», «Спецремонт», «Ремвооружение», «Оборонстрой», «Агропром», «Оборонэнерго», «Военторг», «Красная звезда», «Славянка» и «Оборонторг». Среди задач ОАО «Оборонсервис»: организация гарантийного и сервисного обслуживания, модернизации, ремонта и утилизации авиационной техники, вооружения и военной техники, техники гражданского назначения, а также внедрение новых технологий и разработок в данной области; организация эксплуатации, обслуживания, ремонта, модернизация энергетических объектов; организация торгово-бытового обслуживания и питания в интересах ВС РФ, государственных и иных заказчиков.

Если обратиться к истории функционирования ведомственных систем снабжения, можно сделать вывод, что в целях бесперебойного обеспечения военных потребителей

Назначение системы МТО Вооруженных сил Российской Федерации МТО организуется и осуществляется во всех видах повседневной и боевой деятельности. Цель - поддержание войск и сил в постоянной готовности к выполнению задач по предназначению

Снабжение войск (сил) ВВТ и др. материальными средствами:

Истребование;

Учет и хранение;

Обеспечение войск (сил)

Эксплуатация и восстановление ВВТ:

Ввод ВВТ в строй;

Техническое обслуживание;

Заправка ГСМ;

Приведение в готовность

к использованию (боевому применению);

Использование (боевое применение);

Эвакуация;

Обеспечение базирования авиации и сил флота

Перевозки войск и грузов всеми видами транспорта

Подготовка, эксплуатация, техническое прикрытие и восстановление транспортных коммуникаций

Создание условий для жизни и быта военнослужащих:

Экипировка личного состава;

Приготовление пищи;

Выпечка хлеба;

Помывка личного состава;

Стирка белья;

Химчистка вещевого имущества;

Обеспечение палаточным фондом;

Ветеринарно-санитарный надзор;

Мероприятия пожарной

и экологической безопасности

Рис. 1. Назначение системы материально-технического обеспечения Вооруженных сил Российской Федерации

L Источник: разработано А. А. Целыковских на основе положений ведомственных руководящих документов, данных собственных исследо-

ВЛАСТЬ И ЭКОНОМИКА

МТО - комплекс мероприятий, направленных на решение специальных задач в интересах военной организации государства

Вооруженные силы

Российской Федерации

Система материально-

технического

обеспечения -

как компонент

экономики

Вооруженных сил РФ

Народнохозяйственный комплекс Российской Федерации

Рис. 2. Роль системы МТО ВС РФ

использовались различные приемы, формы и методы. Однако цель их была одна - повысить эффективность системы снабжения армии . Произошедшие в последние несколько лет преобразования порядка материально-технического обеспечения военных потребителей преследовали две основные задачи. Во-первых, было принято решение о необходимости оптимизации структуры затрат на выполнение функций обеспечения войск (сил) продукцией, работами, услугами. Во-вторых, возникла необходимость в повышении эффективности деятельности военной организации путем передачи несвойственных (обеспечивающих) функций сторонним специализированным исполнителям и концентрации ее на основных задачах согласно предназначению.

К 2014 г. стало понятно, что не все предполагаемые целевые показатели реализации технологии аутсорсинга в системе МТО ВС РФ достижимы на практике. Деятельность ОАО «Оборонсервис» и привлекаемых в рамках контрактации подрядчиков не всегда отвечала требованиям закзчика - Минобороны России. Это обусловлено различными причинами, как организационно-экономическими, так и техническими. При этом наблюдается тесная взаимосвязь между первыми и вторыми.

ОАО «Оборонсервис» в последнее время занимает значительную долю на рынке аутсорсинговых услуг для Министерства обороны Российской Федерации. Концерну передано значительное количество функций, в том числе и те, которые раньше были прерогативой исключительно ведомственных подразделений (рис. 3).

ОАО «Оборонсервис» уже несколько лет работает с государственным заказчиком, заключено множество государственных контрактов, которые финансируются, часть средств поступает в виде авансовых платежей, некоторые объекты обеспечивающей инфраструктуры (столовые, банно-прачечные предприятия, склады и пр.) переданы холдингу в оперативное управление. Несмотря на это, можно констатировать отсутствие у стейкхолдеров интересов инвестирования в основные фонды. В большинстве случаев наблюдаются краткосрочные вложения с целью получения краткосрочной же прибыли.

Как результат, степень износа основных фондов дочерних и зависимых обществ ОАО «Оборонсервис» остается высокой и достигает в среднем 48,3% (табл. 1). Отчасти этот показатель соответствует данным по стране в целом. Так, по оценкам С. Ю. Глазьева, советника Президента Российской Федерации по развитию евразийской интеграции в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, износ основных фондов в России к концу 2014 г. составил 48,5% ).

Несмотря на то, что степень технологической оснащенности и компетенции концерна находится на среднем уровне, в ряде областей производственного ха-

Рис. 3. Доля ОАО «Оборонсервис» в общем объеме удовлетворения потребностей ВС РФ в продукции, работах (услугах) в 2014 г., %

Таблица 1

Состояние основных фондов дочерних и зависимых обществ ОАО «Оборонсервис»

Наименование ОАО Остаточная стоимость основных фондов дочерних и зависимых обществ, млрд руб. Износ основных фондов, % Показатель загрузки производственных мощностей, %

«Ремвооружение» 2,9 49 51

«Авиаремонт» 7,8 34 35

«Спецремонт» 5,2 42 46

«Оборонстрой» 12,4 43 39

«Агропром» 4,8 55 68

«Оборонэнерго» 8,3 86 70

«Славянка» 1,8 58 100

«Красная звезда» Более 0,8 20 55

«Военторг» 5,9 Более 50 78

Источник: данные ОАО «Оборонсервис» .

рактера ОАО «Оборонсервис», по собственной оценке, достаточной компетенцией не обладает (табл. 2).

Учитывая сложившееся положение с низким качеством услуг, предоставляемых сторонними исполнителями, несоблюдением сроков государственных контрактов, невозможностью выполнения функций по обслуживанию спецпотребителей органами военного управления, сегодня прорабатывается вопрос пересмотра некоторых аспек-

< Таблица 2

Уровень технологической оснащенности предприятий ОАО «Оборонсервис»

Наименование технологии Уровень развития технологии

низкий средний высокий

В сфере ремонта вооружения, военной и специальной техники

Технологии ремонта автомобильной техники

Технологии ремонта бронетанковой техники

Технологии ремонта авиационной техники

Технологии ремонта средств связи

Технологии ремонта и утилизации боеприпасов

Технологии проектирования сложных инфраструктурных систем и объектов

Технологии производства и сборки машин

Технологии разработки и исследований по морской тематике

Технологии производства информационных систем, решений и их интеграция

Производство малокалиберного вооружения

Производство малых летательных аппаратов

Производство специальной техники и вооружения

Технологии обеспечения связи

В сфере материального обеспечения

Технологии производства вещевого имущества

Технологии производства продуктов питания

Технологии оказания бытовых услуг

Источник: данные ОАО «Оборонсервис» .

тов взаимодействия с холдингом. В июне 2014 г. на совещании под председательством Министра обороны Российской Федерации С. К. Шойгу принято решение о реформировании ОАО «Оборонсервис», преобразовании его в ОАО «Гарнизон», в состав которого войдут четыре его субхолдинга (единый строительный и жилищно-коммунальный; объединенный ремонтно-производственный; бытового обслуживания и снабжения; предоставления услуг связи и телекоммуникации).

Мы неслучайно уделили внимание особенностям взаимодействия системы МТО ВС РФ с ОАО «Оборонсервис». Происходившая на протяжении 10 лет постепенная интеграция гражданских подрядчиков в ведомственные цепочки снабжения и обеспечения привела к неоднозначным результатам. С одной стороны, выбранный вектор развития системы МТО ВС РФ должен был способствовать максимальной (там, где это возможно) замене собственных хозяйственных структур гражданскими компаниями и тем самым создать условия для экономии финансовых ресурсов, повышения качества обслуживания (за счет использования более современных технологий), высвобождению военнослужащих от выполнения не свойственных для

них функций . С другой стороны, и этот аспект является гораздо более важным, 2

в настоящее время наблюдается необходимость разрешения ряда системных про- |

тиворечий, возникших в результате использования гражданских подрядчиков в о

обеспечении войск, идентификации долгосрочных ориентиров и вывода рассма- о

триваемой нами системы на прогрессивный путь развития. го

Функционирование системы материально-технического обеспечения военной х

организации государства находится под комплексным взаимодействием четырех н

основных факторов: военно-экономического, информационного, технического и «с

военно-хозяйственного . Остановимся на каждом из перечисленных факторов, т рассмотрим их содержание и степень воздействия на процессы развития рассматриваемой нами системы.

Военно-экономический фактор

Трудности в финансовом секторе экономики, связанные с кризисными явлениями, отразились и на обеспечении военной организации государства новыми образцами вооружения и военной техники. Изменения, происходившие в системе рыночных отношений, поставили систему МТО ВС РФ перед необходимостью решения новых задач : комплексное исследование конъюнктуры рынка; анализ степени социально-экономического развития регионов страны; размещение государственных заказов; закупки продукции; привлечение сторонних организаций для передачи им отдельных обеспечивающих функций; развитие механизмов государственно-частного партнерства (в том числе в вопросах совместного строительства и использования объектов логистической инфраструктуры) и др.

Информационный фактор

Информационные связи, которые являются причиной и следствием развития рыночных отношений, во многом позволяют хозяйствующим субъектам выстраивать эффективную систему сбора, анализа и обмена информацией. Военная организация государства, ввиду особой специфики деятельности, не может в полной мере раскрывать данные о потребностях войск в продукции, работах, услугах, с указанием номенклатуры и объемов поставок. Эти ограничения создают определенные трудности в вопросах оперативного обмена информацией с исполнителями государственных контрактов, делают практически невозможным привлечение консалтинговых компаний с целью повышения эффективности логистических процессов и исключают использование зарубежного программного обеспечения.

Технический фактор

Субъекты и объекты управления логистической системы (системы МТО ВС РФ) развиваются (должны развиваться) на основе современных технических достижений в транспортно-складском хозяйстве и в сфере управления (речь идет о широком использовании средств автоматизации и компьютеризации), обеспечивающих решающий успех на рынках товаров и услуг, создающих условия для оптимизации деятельности процессов управления материальными потоками при обеспечении военной организации государства. В целом, подобные направления развития системы МТО ВС РФ финансировались и финансируются по остаточному принципу, большая часть военного бюджета идет на модернизацию существующего и закупку нового вооружения и военной техники.

Военно-хозяйственный фактор

Государственная поддержка процессов товародвижения всегда имела особое значение. Использование различных методов государственного управления для регулирования этих процессов является важным условием развития национальной эко-

2 номики. Речь идет о развитии и поддержании в работоспособном состоянии объ-| ектов логистической инфраструктуры (прежде всего транспортных коммуникаций, о складских комплексов, системы подготовки специалистов и пр.). При этом государ-о ство одновременно решает две задачи, имеющие стратегическое значение, - сти-го мулирует развитие экономики, а также повышает степень готовности ее к мобили-х зации в случае возникновения военной угрозы и в ходе отражения военной агрессии.

При формировании стратегии долгосрочного развития системы МТО ВС РФ не-< обходимо принимать во внимание не только концептуальные взгляды на строительно ство и применение вооруженных сил, но также и тот факт, что совершенствование рассматриваемой системы не может осуществляться самостоятельно и изолированно. В любом случае оно должно быть сопряжено с общими тенденциями развития логистики в России. В настоящее время в этой сфере выделяют пять характерных особенностей .

1. Быстрый рост затрат на перевозку. Традиционные методы распределения стали более дорогостоящими в связи с ростом товарных цен и инфляцией. Повышение уровня управления предполагает рассмотрение смежных с перевозками аспектов логистики (производство, поставки продукции, распределение, финансы).

2. Достижение предела эффективности производства. Становится все труднее достигнуть существенного снижения производственных затрат, выявлены и апробированы практически все доступные формы и способы в этой сфере. С другой стороны, логистика остается областью, где еще сохраняются значительные потенциальные возможности сокращения издержек.

3. Фундаментальные изменения в философии формирования запасов. В одно и то же время у розничных продавцов находится приблизительно половина запасов готовой продукции, другая половина - у оптовых торговцев и производителей. Методы управления запасами способны сократить общий уровень запасов и изменить соотношение поддерживаемого запаса к 10% у розничных продавцов и 90% у дистрибьюторов и производителей.

4. Создание продуктовых линий как прямой результат внедрения концепции маркетинга (предоставление каждому потребителю той продукции, которая ему необходима).

5. Компьютерные технологии. Логистическое управление связано с обработкой огромного массива данных. Сама возможность управления предполагает знание: местоположения каждого потребителя; размера каждого заказа; местоположения производства, складов и центров распределения; затрат на перевозку от каждого склада или завода каждому потребителю; доступных видов транспорта и предполагаемого уровня обслуживания; местоположения поставщиков; уровня запасов на каждом складе и центре распределения.

В соответствии с направлениями развития ВС РФ на среднесрочную и долгосрочную перспективу, на основе результатов анализа опыта построения логистических систем, обеспечивающих военные организации, оценки конкурентных преимуществ коммерческих логистических организаций, основными тенденциями развития системы МТО военной организации государства до 2025 г. можно считать следующие (табл. 3):

1) определение оптимального соотношения применения технологий аутсорсинга/ инсорсинга;

2) внедрение автоматизированных систем, обеспечивающих управление логистикой на всех уровнях;

3) реализация концепции интегрированной логистической поддержки вооружения, военной и специальной техники на всем их жизненном цикле;

4) сокращение «плеча подвоза» продукции военного назначения (материальных средств, поступающих из промышленности для удовлетворения потребности военных потребителей), устранение избыточных логистических операций;

Таблица 3 <

Возможные направления развития системы МТО военной организации государства: тенденции, перспективы, проблемы практической реализации

Определение оптимального соотношения применения технологий аутсорсинга/ инсорсинга Возможность сохранения положительных результатов от привлечения сторонних организаций в интересах выполнения обеспечивающих функций, отказ от практики аутсорсинга (в отдельных случаях) при принятии решения о нецелесообразности дальнейшего использования данной управленческой инновации Несовершенство инструментария разрешения проблем с недобросовестными исполнителями государственных контрактов на местах ввиду наличия значительного количества субподрядчиков, деятельность которых зачастую не отвечает заложенным (требуемым в рамках государственного контракта) стандартам качества

Внедрение автоматизированных систем, обеспечивающих управление логистикой на всех уровнях Сокращение времени на обработку данных и принятие решений, возможность накопления необходимой статистической информации для построения и применения прогнозных моделей Высокая вероятность несанкционированного доступа к информации, хранящейся на электронных носителях, необходимость постоянного обновления и отладки программного обеспечения

Реализация концепции интегрированной логистической поддержки вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) на всем жизненном цикле от этапа разработки до утилизации Построение единой системы управления послепродажным обслуживанием военной продукции, технического обслуживания и ремонта ВВСТ в процессе эксплуатации обеспечивает требуемый уровень технической готовности и снижения ресурсов Низкий уровень технической оснащенности, высокая степень износа основных фондов, низкая квалификация обслуживающего персонала могут создать существенные трудности при реализации данного подхода

Сокращение «плеча подвоза» продукции военного назначения (материальных средств, поступающих из промышленности для удовлетворения потребности войск (сил))я Снижение затрат в системе закупок и поставок продукции, производимой в интересах военной организации государства, сокращение времени поступления материальных ресурсов, устранение избыточных операций при приемке и грузоперера-ботке продукции, поступающей от изготовителей Нежелание поставщиков продукции брать на себя излишние трансакционные издержки, обусловленные оптимизацией логистической системы. Отсутствие у государственного заказчика эффективных контрольно-аналитических органов, деятельность которых была бы направлена на научное обоснование и методическое сопровождение работы по оптимизации систем снабжения

Направление развития Ожидаемые эффекты от практической реализации Возможные проблемы

Развитие системы эшелонирования запасов путем оптимального размещения стационарных объектов хранения, создания единой логистический системы хранения запасов Создание условий для использования прогрессивных форм складской обработки грузов, снижение потерь материальных ресурсов при доставке и хранении Необходимость выделения значительных объемов финансовых ресурсов. Объединение запасов материальных средств на одной территории (в случае строительства производственно-логистических комплексов) повышает степень их уязвимости

Обеспечение современными техническими средствами Доля современных технических средств к 2020 г. должна составить 70% Наличие системных проблем в ОПК, несовершенство системы госзаказа, санкционная политика западных стран

Повышение эффективности системы взаимодействия органов управления системы МТО ВС РФ с предприятиями местной экономической базы Удовлетворение потребностей войск в продукции, работах, услугах путем селективного использования собственных сил и средств и возможностей местной экономической базы позволяет обеспечить достижение целевых эффектов при заданных затратах Отсутствие эффективной системы взаимодействия органов военного управления и предприятий (организаций) местной экономической базы, в основе которой должен быть соответствующий инструментарий и нормативно-правовая база

Научно-методическое обоснование использования нестандартных подходов для решения внезапно возникающих задач Комплекс нестандартных решений может быть различным. Так, например, возможна организация оперативной переброски войск с использованием общественного транспорта (электропоездов, гражданских самолетов) Низкий уровень гибкости при оперативном принятии решений, алгоритм которых не прописан в действующих руководящих документах, высокая степень рисков и, как следствие, нежелание должностных лиц брать на себя ответственность