Первый уровень осознания какого цвета. Уровни сознания - совершенная осознанность. Уровни Сознания: от чистой энергии к материи

27.08.2021 Ангина

Существует около десятка различных тестов определения уровня осознанности, которые используют психологи, нейропсихологи и исследователи. На русском языке я встретил два таких переведённых теста-опросника: Опросник по пяти аспектам , и Шкала оценки внимательности и осознанности в повседневной жизни (MAAS).

Я решил перевести к этому ещё два распространенных инструмента:

1. Шкалу когнитивной и эмоциональной осознанности (CAMS-R), для определения общей степени осознанности в жизни, и

2. Торонтскую шкалу осознанности (TMS), которую можно использовать после сессии медитации для определения её результативности (в самостоятельной практике, или в работе с клиентами).

Шкала оценки когнитивной и эмоциональной осознанности, обновленная версия (CAMS-R)

Инструкция : Пожалуйста, делайте один выбор в каждом ряду.

Редко/ Никогда
Иногда Часто Почти всегда
CAMS-R1 Мне легко сосредоточиться на том, чем я занимаюсь 1 2 3 4
CAMS-R3 Я могу терпеть эмоциональную боль 1 2 3 4
CAMS-R4 Я могу принять те вещи, которые не могу изменить 1 2 3 4
CAMS-R5 Я обычно могу описать довольно детально и подробно то, что ощущаю в этот момент 1 2 3 4
CAMS-R6 Я легко отвлекаюсь (R) 4 3 2 1
CAMS-R8 Мне легко отслеживать появляющиеся мысли и эмоции 1 2 3 4
CAMS-R9 Я пытаюсь замечать свои мысли, не оценивая их 1 2 3 4
CAMS-R10 Я могу принимать все те мысли и эмоции, которые у меня есть 1 2 3 4
CAMS-R11 Я могу сосредоточиться на текущем моменте 1 2 3 4
CAMS-R12 Я могу долгое время концентрироваться на чём-то одном 1 2 3 4

*В изначальном варианте опросника было 12 пунктов, но пункты 2 и 7 оказались менее эффективными, чем остальные, и были исключены из новой версии.

Подсчёт баллов : Сумма всех баллов означает степень навыков осознанности. Будьте внимательны, пункт 6 считается иначе, чем остальные.

Опросник CAMS-R был разработан: Feldman, G., Hayes, A., Kumar, S., Greeson, J., & Laurenceau, J. P. (2007). Mindfulness and emotion regulation: The development and initial validation of the Cognitive and Affective Mindfulness Scale- Revised (CAMS-R). Journal of Psychopathology and Behavioral Assessment, 29(3), 177-190.


Торонтская шкала осознанности (TMS)

Инструкция : Нам интересно то, что вы сейчас пережили. Ниже представлен список тех вещей, которые люди иногда переживают. Пожалуйста, прочитайте каждое утверждение. Рядом с каждым утверждением есть пять вариантов ответа: «совсем нет», «немного», «средне», «довольно-таки», «очень даже». Пожалуйста, отметьте, насколько вы согласны с каждым утверждением. Другими словами, насколько хорошо каждое из утверждений описывает тот опыт, который вы только что пережили.

Совсем нет Немного Средне Довольно-таки Очень даже
1. Я чувствовал себя отдельным от своих изменяющихся мыслей и эмоций 0 1 2 3 4
2. Я больше заботился о том, чтобы открываться всем своим переживаниям, чем контролировать или менять их 0 1 2 3 4
3. Мне было интересно, что я могу узнать о себе, замечая то, как я реагирую на различные мысли, чувства или ощущения 0 1 2 3 4
4. Я переживал мысли скорее просто как события в уме, нежели чем точное отражение истинного положения вещей 0 1 2 3 4
5. Мне было интересно, что хотелось делать моему уму из мгновения в мгновение 0 1 2 3 4
6. Мне было любопытно узнать каждую свою мысль и чувство 0 1 2 3 4
7. Я с пониманием наблюдал за неприятными мыслями и эмоциями, не вмешиваясь в них 0 1 2 3 4
8. Я больше наблюдал за тем, как возникают и уходят мои переживания, чем пытался обдумать то, что они могли бы значить 0 1 2 3 4
9. Я старался принимать каждое новое переживание, вне зависимости от того, насколько оно было приятным или неприятным 0 1 2 3 4
10. Мне было интересно понять природу каждого нового возникающего переживания 0 1 2 3 4
11. Я сознавал свои мысли и эмоции, не слишком идентифицируясь с ними 0 1 2 3 4
12. Мне было интересно узнать свои реакции на разные вещи 0 1 2 3 4
13. Мне было любопытно, что я могу узнать о себе просто наблюдая за тем, куда притягивается моё внимание 0 1 2 3 4

Подсчёт: Просто посчитайте итоговую сумму баллов для получения результата.

Степень любопытства : сумма пунктов 3, 5, 6, 10, 12, 13
Степень децентрирования *: сумма пунктов 1, 2, 4, 7, 8, 9, 11

* Децентрирование - термин, который используется в ряде книг и исследований по практике осознанности для обозначения степени отделения субъекта от воспринимаемых им объектов. Например, насколько я могу слушать мысли, не идентифицируя себя с «мыслителем», и воспринимая их просто как некую последовательность звуков, которой я не принадлежу.

Опросник TMS был разработан: Lau, M., Bishop, S., Segal, Z., Buis, T., Anderson, N., Carlson, L., Shapiro, S., Carmody, J., Abbey, S., Devins, G. (2006). The Toronto Mindfulness Scale: Development and Validation. Journal of Clinical Psychology, Vol. 62(12), 1445–1467.


Перевод: Анатолий Тихомиров.

Уровни сознания.
Дэвид Хоукинс (David R. Hawkins) в своей книге “Сила против Насилия” (Power vs. Force) описал иерархию уровней человеческого сознания. Это очень интересный подход. Если ты прочитаешь книгу - тебе будет очень просто понять, где ты находишься в этой иерархии, исходя из твоей текущей жизненной ситуации.

Вот эти уровни, снизу вверх: позор, вина, апатия, горе, страх, желание, гнев, гордость, храбрость, нейтралитет, готовность, принятие, интеллект, любовь, радость, мир, просветление.

Хотя ты можешь со временем переключаться с одного уровня на другой, обычно у тебя есть преобладающее “нормальное” состояние. Если ты читаешь этот блог, вероятно ты как минимум на уровне храбрости, потому что на более низких уровнях у тебя не возник бы сознательный интерес к личному развитию.

Я пройдусь по порядку по этим уровням, уделяя особое внимание тем, которые находятся между храбростью и интеллектом, поскольку вероятнее всего ты находишься именно на них. Названия уровней придумал Хаукинс. Описания каждого уровня основаны на его описании, но дополнены моими мыслями. Хаукинс говорит про логарифмическую шкалу: на верхних уровнях находятся намного меньше людей, чем на нижних. Каждый переход с низкого уровня на более высокий сопровождается значительной переменой в жизни.

Позор (shame) - один шаг до смерти. Вероятно здесь ты обдумываешь самоубийство. Или ты - серийный убийца. Другими словами - это ненависть, направленная на себя.

Вина (guilt) - на уровень выше позора, но у тебя могут быть мысли о самоубийстве. Ты думаешь о себе как о грешнике и не можешь простить себе прошлые поступки.

Апатия (apathy) - испытываешь безнадёжность или мучаешь себя. Полная убеждённость в своей беспомощности. Многие бездомные застряли на этом уровне.

Горе (grief) - уровень бесконечной грусти и потерь. Сюда можно попасть после потери любимого человека. Депрессия. Всё же выше чем апатия, т.к. ты начинаешь избавляться от оцепенения.

Страх (fear) - мир кажется опасным и ненадёжным. Паранойя. Обычно тебе нужна помощь, чтобы подняться над этим уровнем или ты надолго останешься в ловушке, например в такой как “подавляющее” взаимоотношения.

Желание (desire) - ещё не обременённый постановкой и достижением целей, это уровень стремления, вредных привычек и страсти - к деньгам, одобрению, силе, славе и тд… Потребление. Материализм. Это уровень курения, алкоголя и наркотиков.

Гнев (anger) - уровень разочарований, часто из-за не возможности исполнить желания, рождённые на предыдущем уровне. Этот уровень может подстегнуть тебя к действию на высших уровнях, или заставить захлебнуться в ненависти. В “подавляющих” взаимоотношениях (брак, работа, …) можно часто увидеть пару: одного переполняет гнев, другого - страх.

Гордость (pride) - первый уровень, когда ты начинаешь чувствовать себя хорошо, но это ложное чувство. Оно зависит от внешней среды (деньги, престиж, …) и поэтому оно уязвимо. Гордость может привести к национализму, расизму и религиозным войнам. Вспомни нацистов. Уровень иррационального самоотречения и самообороны. Религиозные фундаменталисты тоже принадлежат этому уровню. Ты становишься настолько привязан к своей вере, что любую атаку на твою картину мира воспринимаешь как атаку на себя.

Храбрость (courage) - первый уровень настоящий силы. Мой предыдущий пост на эту тему: Храбрость - это ключ. (Courage is the Gateway) Здесь ты начинаешь видеть, что жизнь полна испытаний и захватывает, и совсем не подавляет. У тебя появляется намёк на интерес к личному развитию, хотя на этом уровне ты, вероятно, будешь называть его повышением скилов, карьерой, продвижением, образованием и тд. Ты начинаешь видеть своё будущее как рост относительно прошлого, а не просто как его продолжение.

Нейтралитет (neutrality) - его можно описать фразой “живи сам и дай жить другому”. Гибкая, расслабленная и необременённая жизнь. Что бы ни случилось - ты выкручиваешься. Тебе не надо что-то кому-то доказывать. Ты чувствуешь себя безопасно и хорошо уживаешься с людьми. Множество людей, работающих на себя, находятся на этом уровне. Очень комфортное место. Это уровень удовлетворённости и лени. Ты заботишься о своих нуждах, но не напрягаешься.

Готовность (willingness) - когда ты чувствуешь себя безопасно и комфортно, ты начинаешь использовать свою энергию более эффективно. Просто сводить концы с концами не кажется больше хорошей идеей. Ты обращаешь внимание на то, чтобы работать хорошо, возможно даже показывать свои лучшие результаты. Ты думаешь о тайм-менеджменте, продуктивности и самоорганизации, в понятиях которые не были настолько важными на уровне нейтралитета. Это - уровень развития воли и дисциплины. Такие люди - “солдаты” нашего общества; они делают свою работу и особо не жалуются. Если ты в школе - ты действительно хороший ученик; ты серьёзно выполняешь уроки и вкладываешь время в то, чтобы делать это хорошо. Это уровень, где сознание становится более организованным и дисциплинированным.

Принятие (acceptance) - теперь происходит мощный сдвиг, и ты пробуждаешься для возможностей проактивной жизни. На уровне готовности ты стал компетентным, и теперь ты хочешь найти своим способностям хорошее применение. Это уровень постановки и достижения целей. Я не очень люблю ярлык “принятие”, который использует здесь Хаукинс, но по существу это означает, что ты начинаешь принимать (брать на себя) ответственность за свою роль в этом мире. Если что-то в жизни не в порядке (карьера, здоровье, отношения), ты определяешь желаемое состояние и достигаешь его. Ты начинаешь более чётко видеть полную картину своей жизни. Этот уровень побуждает многих людей сменить карьеру, начать новый бизнес или заняться своей диетой.

Интеллект (reason) - на этом уровне ты переступаешь эмоциональные аспекты низших уровней и начинаешь мыслить ясно и рационально. Хаукинс определяет его как уровень медицины и науки. Как я это вижу: когда ты достигаешь этого уровня, у тебя появляются способности использования способностей разума на полную мощь. Теперь у тебя есть дисциплина и проактивность, чтобы полностью выразить свои врождённые способности. Ты достигаешь точки, где говоришь “Отлично. Я могу сделать всё это, и я знаю, что должен найти этому правильное применение. Так как же лучше использовать мои таланты?”. Ты смотришь вокруг и начинаешь заниматься значительными для мира делами. В своём пределе это уровень Эйнштейна и Фрейда. Очевидно, что большинство людей никогда не достигают его за свою жизнь.

Любовь (love) - мне не нравится здесь ярлык Хаукинса “любовь”, потому что это не эмоция “любви”. Это безусловная любовь, постоянное понимания своей связи со всем что существует. Подумай о сострадании. На уровне интеллекта, твоя жизнь работает для головы. Но в итоге это оказывается тупиком, ты попадаешь в ловушку, где интеллекта становится слишком много. Ты видишь, что тебе нужен более широкий контекст, чем просто думать ради себя. На уровне любви твоя голова и все другие таланты начинает работать на сердце (не на эмоции, но на большее чувство добра и зла - на твоё сознание). Как мне видится - это уровень пробуждение для своего истинного предназначения. Твои мотивы на этом уровне чисты и не испорчены страстями твоего эго. Это уровень пожизненного служения человечеству. Вспомни Ганди, мать Терезу, Альберта Швейцера. На этом уровне ты начинаешь руководствоваться силами, большими, чем ты сам. Это чувство освобождения. Интуиция становится чрезвычайно мощной. Хаукинс утверждает, что этого уровня достигает лишь 1 из 250 человек за свою жизнь.

Радость (joy)- чувство проникающего и непоколебимого счастья. Eckhart Tolle рассказывает о нём в своей лекции The Power of Now. Это - уровень святых и продвинутых духовных учителей. На этом уровне ты будешь чувствовать себя потрясающе, просто находясь среди людей. Здесь жизнь полностью управляется интуицией и совпадениями. Больше нет нужды в целях и детальных планах - твоё расширенное сознание позволяет оперировать более высокими понятиями. События, близкие к смерти, могут временно поднять тебя на этот уровень.

Мир (peace)- полная трансцендентность. Хаукинс уверяет, что этого уровня достигает один из 10 миллионов.

Просветление (enlightenment) - высший уровень человеческого сознания, где человечество сочетается с божественностью. Чрезвычайно редкий. Это уровень Кришны, Будды и Иисуса. Даже мысли о людях с этого уровня могут повысить твоё сознание.

Я уверен, тебе эта модель покажется стоящий того, чтобы о ней задуматься. Не только люди, но и объекты, события и даже целые сообщества можно оценить по этим уровням. В своей жизни ты можешь увидеть, что разные её части находятся на разных уровнях, но ты сможешь определить свой текущий общий уровень. Возможно ты находишься на уровне нейтралитета, но у тебя есть склонность к курению (уровень желания). Нижние уровни, которые ты, возможно, найдёшь у себя, действуют как наркотик, который тянет тебя всего вниз. Но ты сможешь найти в своей жизни и высшие уровни. Ты можешь находиться на уровне принятия, но читать книгу на уровне интеллекта и чувствовать настоящее вдохновение. Подумай о том, что оказывает сильное влияние на твою жизнь прямо сейчас. Что из этого поднимает твоё сознание? Что приземляет его?

Эта шкала уровней сознания мне нравится ещё и потому, что я могу оглянуться на свою жизнь и посмотреть на свой рост по этой шкале. Я помню, как я надолго застрял на уровне вины - будучи ребенком, я жил с убеждениями о том, что я безнадёжный грешник, осуждаемый по чьим-то стандартам уровня любви и выше. Оттуда я вырос до уровня апатии, и весь мир вызывал у меня оцепенение. В старших классах я достиг уровня гордости - был отличником, капитаном команды Academic Decathlon, достойным похвалы и наград, но я стал зависим от всего этого. Ближе к 20 годам я попал на уровень храбрости, но храбрость не была сосредоточена, и из-за этого я получил серьёзные проблемы. Потом я провёл около года в нейтральности и с 20 до 30 с огромными сознательными усилиями прошёл через готовность и принятие. Сейчас я нахожусь на уровне интеллекта и всё ближе и ближе подхожу к тому, чтобы сделать скачок к любви. Я испытываю состояние любви всё чаще и чаще, и оно уже управляет многими моими решениями, но ещё не стало моим постоянным состоянием. Я также испытывал состояние радости в течение нескольких дней подряд, но никогда ещё этого не было постоянно. Это состояние - всепроникающее чувство естественной эйфории, как будто внутри меня происходит взрыв позитивной энергии. Оно буквально заставляет меня улыбаться. Я нахожусь в этом состоянии с самого утра, возможно потому, что я ещё ничего сегодня не ел (Для меня легче испытать это состояние сознания, когда я ем немного или совсем ничего.)

Обычно мы переходим между несколькими уровнями в течение недели, возможно ты увидишь 3-4 уровня, на которых ты проводишь большинство своего времени. Есть один способ узнать свой настоящий текущий уровень - подумай о том, как ты ведёшь себя во время стресса. Если сжать апельсин - польётся апельсиновый сок, потому что он внутри. Что из тебя выходит, когда на тебя давят внешние обстоятельства? Ты становишься параноиком и замыкаешься в себе (страх)? Ты начинаешь орать на людей (гнев)? Начинаешь обороняться (гордость)? Что происходит со мной - под давлением я становлюсь гипер аналитиком, но на днях как раз у меня была такая ситуация, которую я разрешил практически с помощью интуиции, и для меня это был большой шаг. Это для меня значит, что я становлюсь ближе к состоянию безусловной любви, потому что на этом уровне можно использовать интуицию даже под давлением.

Всё в твоём окружении влияет на твой уровень сознания. Телевизор. Фильмы. Книги. Веб-сайты. Люди. Места. Объекты. Еда. Если ты находишься на уровне интеллекта и смотришь ТВ-новости (которые, по определению, - на уровне страха и желаний), это временно понизит твоё сознание. Если ты на уровне вины, то ТВ-новости наоборот повысят его.

Переход с предыдущего уровня на следующий требует чудовищной энергии. Я уже написал об этом ранее, когда обсуждал квантовый скачок (Quantum Leap). Без твоих сознательных усилий или помощи других людей, ты вероятнее всего останешься на своём текущем уровне, пока некоторая внешняя сила не вмешается в твою жизнь.

Обрати внимание на естественную последовательность уровней и подумай, что может случиться, если ты постараешься ускорить процесс. Если ты попробуешь достигнуть уровня интеллекта до овладения дисциплиной (готовность) и постановкой целей (принятие), ты будешь слишком неорганизован и несфокусирован, чтобы полностью использовать свой мозг. Если ты попробуешь продвинуть себя на уровень любви до овладения интеллектом, ты можешь пострадать от доверия и застрять в какой-нибудь секте.

Переход на каждый следующий уровень может быть чрезвычайно сложным; с большинством людей это не происходит за всю их жизнь. Перемена всего лишь на один уровень может в корне поменять всё в твоей жизни. Поэтому маловероятно, что у людей ниже уровня храбрости будет прогресс без сторонней помощи. Храбрость нужна, чтобы разумно идти по этому пути; она нужна для постоянного спора с реальностью за шанс стать более разумным и сознающим. Но как только ты достигаешь следующего уровня, ты понимаешь, что спор того стоил. Например, когда ты достигаешь уровня храбрости, все твои старые страхи и фальшивая гордость становятся для тебя глупыми. Когда ты достигаешь уровня принятия (постановки и достижения целей), ты оглядываешься на уровень готовности и видишь, что ты был как белка в колесе - ты был хорошим бегуном, но не выбирал направление.

Мне кажется, самая важная работа, которую мы можем выполнять, будучи людьми - поднимать свой личный уровень сознания. Когда мы делаем это, мы распространяем высшие уровни сознания для всех вокруг. Представьте, каким потрясающим будет этот мир, если бы мы могли поднять каждого хотя бы на уровень принятия. Хаукинс утверждает, что 85% людей на Земле живёт ниже уровня храбрости.

Когда ты временно испытываешь состояние высших уровней, ты можешь видеть, куда тебе стоит идти. У тебя случаются одни из тех моментов озарения, когда ты понимаешь, что стоит поменять в жизни. Но когда ты тонешь в нижних уровнях, эти воспоминания закрываются туманом.

Нам следует разумно возвращать себя к источникам, которые помогут нам совершить следующий скачок. Каждый шаг требует разных решений. Я помню, когда я переходил с нейтральности на готовность, я почти каждый день слушал аудиокассеты по тайм-менеджменту. Я погрузил себя в источники, созданными людьми на уровне готовности до тех пор, пока не оказался там сам. Но книга по тайм-менеджменту не окажет никакой пользы человеку с уровня гордости: он отвергнет саму идею и будет защищаться. С другой стороны тайм-менеджмент ничего не значит для человека уровня любви. Но ты не сможешь достичь высших уровней, пока не достигнешь мастерства в базовых дисциплинах. Иисус был плотником. Ганди - юристом. Будда - принцем. Нам всем надо откуда-то начинать.

ПРАКТИКА: Уровни сознания - совершенная осознанность

Уровни сознания - совершенная осознанность

Как мы видели, отличие высшей эволюции человека от низшей заключается в том, что высшая эволюция происходит в осознанности и благодаря осознанности, и, следовательно. прогресс в высшей эволюции одновременно является прогрессом в осознанности. А поскольку этот прогресс измеряется достижением все более высоких состояний, то это приводит нас к мысли об уровнях осознанности. Именно они составляют седьмую часть благородного восьмеричного пути, которую обычно называют правильной внимательностью, и именно эти уровни необходимо исследовать, чтобы понять, что в действительности подразумевает термин «правильная внимательность», или совершенная осознанность.

На санскрите эта стадия пути называется самьяк-смрити (пали самма-сати). Обычно смрити или сати переводят как «внимательность», иногда - как «осознанность», но буквальное значение обоих этих слов - просто «память» или «воспоминание». У этого слова есть несколько оттенков значения, в которых не так легко разобраться. Поэтому, подходя к вопросу о смысле слова смрити или «внимательность», я собираюсь выбрать окольный путь и взять пример из повседневной жизни. Причем для начала я приведу пример не внимательности, а невнимательности, потому что невнимательность нам более знакома и, рассматривая ее, нам, наверное, будет проще подойти к представлению о внимательности.

Предположим, вы пишите письмо - срочное письмо, которое обязательно нужно отправить со следующей почтой. Но, как это часто случается в современной жизни, звонит телефон: приятелю захотелось с вами немножко поболтать. Не успеваете вы опомниться, как вступаете в длительный разговор. Вы болтаете с ним около получаса, в конце концов разговор заканчивается и вы кладете трубку. Поговорив с приятелем о столь многих вещах, вы напрочь забываете про письмо и вдобавок, после долгого разговора вам хочется пить. Вы отправляетесь на кухню и ставите чайник. Ожидая, пока он закипит, вы прислушиваетесь к приятной мелодии, доносящейся из-за стены. Вы понимаете, что это радио и решаете его послушать. Устремляетесь в другую комнату, включаете радио и начинаете слушать музыку. Одна мелодия сменяет другую а вы все и слушаете.

Так проходит немало времени, и, конечно, вы забываете о кипящем чайнике. И вот посреди этого блаженного, дремотного состоянии раздается стук в дверь. Это ваш друг зашел вас навестить. Разумеется, вы рады его видеть и приглашаете в дом. Вы оба усаживаетесь поболтать, и вот приходит пора предложить ему чашечку чая. Войдя на кухню, вы видите, что в ней полным-полно пара. Только теперь вы вспоминаете, что какое-то время назад уже поставили чайник, а это, в свою очередь, заставляет вас вспомнить о письме. Но уже слишком поздно. Вы упустили почту.

Это пример невнимательности в повседневной жизни Как раз из такой невнимательности в основном и складывается наша повседневная жизнь. Без сомнений, каждый из нас узнает в нарисованном портрете себя, узнает то беспорядочное и невнимательное состояние, в котором мы в основном проводим свою жизнь.
А теперь давайте теперь проанализируем описанную ситуацию, чтобы лучше разобраться с природой невнимательности. Прежде всего в этой истории мы видим простую и заурядную забывчивость, которая является очень важным элементом невнимательности. Разговаривая по телефону, мы забываем о письме, которое сели писать, а слушая радио - о кипящем чайнике.

Почему же мы так легко забываем? Почему упускаем из виду как раз то, о чем следует помнить? Причина в том, что мы очень легко отвлекаемся. Наш ум очень легко сбить с пути и увести в сторону. Например, я выступаю с лекцией или провожу беседу. Все слушают очень внимательно; в зале так тихо, что слышно, как муха пролетит. И вдруг открывается дверь и в помещение кто-то входит. И что же? Половина всех присутствующих сразу поворачивают голову, будто их дернули за одну веревочку. Вот как легко отвлекаются люди! Иногда их может отвлечь пчела, которая жужжа бъется в оконное стекло, или падение листка бумаги. Это показывает, что мы очень легко отвлекаемся и именно поэтому забываем о повседневных делах.

Почему мы так легко отвлекаемся? Как это все происходит? Мы легко отвлекаемся, потому что наша сосредоточенность слаба. Если бы, например, вы слушали меня по-настоящему и по-настоящему сосредоточились на том, что я говорю, то не заметили бы даже слона, случись ему вломиться в дверь. А поскольку у нас нет такой сосредоточенности, то и отвлекаемся мы очень легко. Мы не сосредоточены всем своим существом, на том, что делаем. Обычно мы лишь наполовину участвуем в том, что делаем, говорим или думаем.

Почему же наша сосредоточенность так слаба? Почему мы участвуем в своих делах только наполовину? Слабость нашей сосредоточенности объясняется тем, что у нас нет никакой главной цели, которая оставалась неизменной в суматохе всех разнообразных дел. Мы все время переключаемся с одного предмета на другой, с одного желания на другое, как тот сатирический персонаж Драйдена, который прославился тем, что:

И брался он за все, но не заканчивал ни разу;
Пока луна проделает свои четыре фазы,
Бывал он химиком, и скрипачом, шутом и депутатом сразу.

Коль скоро у нас нет никакой неизменной цели, коль скоро мы не устремлены к чему-то одному, у нас нет истинной индивидуальности. Мы – всего лишь комбинация разных людей, причем все они довольно каких-то недоразвитые или незрелые. Нет ни постоянного роста, ни настоящего развития, ни истинной эволюции.

Некоторые главные симптомы невнимательности мы уже уяснили. Невнимательность - это состояние забывчивости, отвлечения, слабой сосредоточенности и отсутствия неизменной цели; быть невнимательным - значит плыть по течению и не иметь истинной индивидуальности. Внимательность же, само собой разумеется, имеет противоположные качества: это состояние памятования, неотвлечения, сосредоточенности, постоянства и неизменности цели; быть внимательным - значит иметь постоянно развивающуюся индивидуальность. Все перечисленные характеристики охватывает понятие «осознанность» и, в особенности, «совершенная осознанность». Это не значит, что совершенная осознанность полностью исчерпывается данными свойствами, но они могут дать нам общее представление о том, что такое осознанность и совершенная осознанность.
Уровни осознанности

Теперь перейдем к основной теме в обсуждении совершенной осознанности - к уровням осознанности. Есть несколько традиционных способов, классификации этих уровней, но в данном случае я предлагаю озаглавить их так: осознание вещей, осознание себя, осознание других и наконец осознание высшей реальности, или абсолютной истины. Надеюсь, что, рассмотрев эти четыре уровня, мы получим достаточно полное представление об истинной природе совершенной осознанности.

I. Осознание самого себя

Имеет много разных подуровней, три из которых представляют наибольшую важность: это осознание тела, осознание чувств и осознание мыслей.

Осознание тела и его движений

В сутрах Будда призывает учеников постоянно осознавать свое тело и его движения. Необходимо осознавать, когда идешь, стоишь, сидишь или лежишь. Необходимо осознавать положение рук и ног, как ты двигаешься, как жестикулируешь и т. д. Согласно этому учению, обладая осознанностью, человек не может ничего делать торопливо, беспорядочно или неорганизованно. Прекрасный тому пример - японская чайная церемония. На первый взгляд, японская чайная церемония разворачивается вокруг вполне обычного действия, которое мы совершаем каждый день: приготовления и питья чая. Мы все проделывали это сотни и тысячи раз. Как же это делают в Японии, во время японской чайной церемонии? Там это делают совсем по-другому, потому что делают осознанно.

Осознанно наполняют чайник водой. Осознанно ставят его на угли. Осознанно сидят и ждут, пока чайник закипит, слушая шум и бульканье воды в закипающем чайнике и глядя на мерцание пламени. Наконец осознанно наливают кипяток в заварочный чайник, осознанно разливают чай, осознанно подают его и осознанно пьют, все это время храня полное молчание. Все это действо - упражнение в осознанности. Это образец применения осознанности в повседневных делах. Такое отношение необходимо перенести на все наши занятия. Любое дело должно основываться на том же принципе, что и японская чайная церемония: все нужно делать внимательно и осознанно, то есть, спокойно, неторопливо и красиво, а также с достоинством, гармонией и покоем.

Но если японская чайная церемония демонстрирует определенный уровень осознанности в повседневной жизни, если в ней представлен определенный тип духовной культуры - культуры дальневосточного буддизма, в особенности дзэна, то какая аналогичная церемония или традиция, отражающая умонастроение современного Запада есть у нас? Есть ли у нас что-нибудь такое, в чем бы выражался дух нашей коммерческой культуры? После некоторых размышлений я пришел к выводу, что такой характеристикой нашей культуры является бизнес-ланч. Во время бизнес-ланча вы пытаетесь одновременно делать две вещи: съесть пищу вкусную для тела и выгодно обтяпать дело. Такое поведение, когда одновременно пытаются делать два взаимоисключающих дела, несовместим с подлинной и глубокой осознанностью. Вдобавок это очень плохо для пищеварения.

Если постоянно упражняться в осознании тела и его движений, то в результате движения удастся замедлить. Течение жизни станет более ровным и даже ритмичным. Вы будет делать все более медленно и обдуманно. Но это не значит, что мы станем меньше работать. Это не так. Человек, который делает все более медленно, потому что он делает это осознанно и обдуманно, может успеть больше, чем тот, который выглядит очень занятым, потому что постоянно мечется и завален папками и бумагами, - на самом деле, он не занят, а просто суетится. По-настоящему занятый человек делает все спокойно и методично, а поскольку он не тратит времени на пустяки и суету и сохраняет осознанность, то в конечном итоге и сделает куда больше.

Осознание чувств

В первую очередь под этим понимается осознание того, счастливы мы, печальны или находимся неком промежуточном состоянии, тусклом сером и нейтральном состоянии. Все больше осознавая свой эмоциональную жизнь, мы замечаем, что неискусные эмоциональные состояния, связанные с вожделением, ненавистью или страхом, начинают отступать, тогда как искусные эмоциональные состояния, связанные с любовью, покоем, состраданием и радостью, становятся более чистыми. Если человек по природе вспыльчив и легко впадает в гнев, то, развивая осознанность чувств, он прежде всего начинает осознавать свой гнев после того, как гнев разгневается. Затем, по мере практики, он начинает осознавать гнев во время самого приступа. А после более еще более длительной практики он начнет осознавать гнев в момент возникновения. Если он и дальше станет применять осознанность в эмоциональной жизни, то в конце концов такие неискусные эмоциональные состояния, как гнев, либо полностью исчезнут, либо, как минимум, будут обузданы.

Осознание мыслей

Если внезапно спросить человека: «О чем ты сейчас думаешь?», то чаще всего он будет вынужден признать, что и сам не знает. Происходит так потому, что часто мы не думаем по-настоящему, а просто позволяем мыслям протекать через свой ум. У нас нет ясного осознания своих мыслей, мы всего лишь смутно сознаем их присутствие, будто видим в неком сером сумраке. У нас нет направленного мышления. Не то, чтобы мы решаем подумать о чем-либо, а потом действительно начинаем думать. Мысли проплывают через ум смутным, несвязным, неупорядоченным потоком. Они втекают и вытекают, клубясь, а иногда просто крутятся и клубятся в уме без конца.

Поэтому необходимо учиться время от времени наблюдать, откуда приходят мысли и куда они уходят. Если мы будем так делать, то заметим, что поток мыслей уменьшится, а их нескончаемая болтовня прекратится. Если мы будем упорно тренироваться в осознании своих мыслей, то в итоге в определенные моменты, знаменующие высшие точки медитации, ум будет оставаться абсолютно безмолвным. Исчезнут все рассудочные мысли, все понятия и представления, и ум останется безмолвным и пустым и в то же время полным. Достичь и пережить это безмолвие, эту пустоту ума гораздо труднее, чем просто молчание. Но именно тот момент, когда в результате осознанности ум становится безмолвным, когда исчезают все мысли, оставив только чистое и ясное сознание или осознанность, знаменует начало подлинной медитации.

Говорится, что эти три вида осознания себя: тела и его движений, чувств и мыслей -необходимо практиковать постоянно, что бы ни делали. На протяжении всего дня, а по мере практики и ночью, в разгар сновидений, необходимо непрерывно сохранять осознанность. Если таким образом мы все время будем сохранять осознанность: осознавать, как расположено наше тело, как мы ставим ногу или поднимаем руку; осознавать, что мы говорим, какие чувства испытываем, радостные, печальные или нейтральные; осознавать, что мы думаем, направлен или не направлен поток наших мыслей, - если мы будем сохранять такую осознанность все время, а по возможности и всю жизнь, то увидим, что постепенно и незаметно, но тем не менее совершенно определенно, осознанность изменит и преобразит все наше существо, весь наш характер. Как говорят психологи, осознанность - самое мощное из известных нас средств превращения. Если к воде подвести тепло, вода превратится в пар. Точно так же, если к психической составляющей подвести осознанность, то эта составляющая станет более тонкой и возвышенной.

II. Осознание вещей

Говоря об осознании вещей, мы имеем в виду материальные вещи, такие как книга или стол, мы имеем в виду все наше материальное окружение, в котором так много разнообразных предметов, - короче говоря, мы имеем в виду весь мир природы. Большую часть времени мы лишь смутно осознаём окружающие предметы, воспринимаем их не более, чем что-то второстепенное. Мы не вполне осознаём свое окружение, не вполне осознаём окружающую природу, не вполне осознаём окружающий космос, а причина этого в том, что мы редко или никогда не останавливаемся и не смотрим на них. Сколько минут в день, не говоря уже о часах, мы проводим, рассматривая какую-нибудь вещь? Скорее всего, мы не уделяем этому и нескольких секунд, а причина, которую мы обычно называем, заключается в том, что у нас нет времени. Пожалуй, это самый яркий признак нищеты нашей цивилизации - у нас не хватает времени, чтобы остановиться и что-нибудь рассмотреть. По пути на работу мы проходим мимо дерева, но у нас нет времени на него взглянуть, что же тогда говорить о таких менее романтических вещах, как стены, дома и заборы. Можно только удивляться: чего стоит вся эта жизнь, вся наша современная цивилизация, если нам некогда посмотреть на вещи? Выражаясь словами поэта:

Скажи, зачем всю жизнь трудиться
Назначено судьбою нам,
Коль некогда остановиться
И посмотреть по сторонам?

Разумеется, слова «по сторонам» - это дань рифме. Поэт призывает не просто глазеть по сторонам, а смотреть и видеть. И тот факт, что у нас нет для этого времени, должен стать для нас напоминанием. Но если даже у нас есть время, чтобы остановиться, взглянуть и постараться быть осознанным, мы вряд ли видим вещи, как они есть. То, что мы обычно видим, - это проекция нашей собственной личности. Мы смотрим предмет, но видим его сквозь дымку, сквозь завесу, сквозь туман и дым нашей умственной ограниченности.

Несколько лет назад в Калимпонге я прогуливался с одним из моих непальских друзей, и мы остановились у подножья величавой сосны. Взглянув на ее гладкий ствол и густую, темно-зеленую крону, я не мог сдержать возглас: «Какое красивое дерево!» Мой непальский друг сказал: «Да, отличное дерево - дров хватит на целую зиму». Он абсолютно не видел дерева. Все, что он видел - это охапки дров. Многие из нас смотрят на мир материальных вещей именно под таким углом, и от такого отношения нужно избавляться. Необходимо научиться смотреть на сами вещи, ради них самих, не омрачая взгляд субъективными ограничениями, личными пристрастиями и желаниями.

Такой подход весьма характерен для буддийского искусства Дальнего Востока, т. е. для искусства Японии и Китая. В этой связи есть одна история. У знаменитого художника был ученик, который как-то спросил, как рисовать бамбук. Учитель не сказал: ему возьми кисть и нанеси на бумагу или шелк такие-то штрихи. Он не сказал ничего ни о кисти, ни о красках, ни даже о рисовании вообще. Он только сказал: если хочешь научиться рисовать бамбук, научись сначала его видеть. Это трезвая мысль: разве можно спешить рисовать предмет, не успев его толком рассмотреть? - но именно так поступают многие художники, по крайней мере, любители. И вот ученик стал просто смотреть. Он смотрел на стебли, смотрел на листья. Смотрел на них в туман, в дождь и при лунном свете. Смотрел на них весной, осенью и зимой. Он смотрел на большие бамбуковые деревья и на маленькие. Смотрел на них, когда они были зелеными и когда они желтели, когда они были свежими и упругими и когда они сохли и увядали. Так он провел несколько лет - просто глядя на бамбук. Он по-настоящему познал бамбук, по- настоящему увидел его. И так, глядя на него, познавая его, он стал с бамбуком одним целым. Его жизнь стала жизнью бамбука, а жизнь бамбука - его жизнью. И только тогда он стал рисовать бамбук, и можете быть уверены, что у него получился настоящий бамбук. Можно даже сказать, что бамбук стал рисовать бамбук.

Согласно буддизму - по крайней мере, буддизму дальневосточному, традициям Японии и Китая и, особенно, школам чань и дзэн, - такой и должна быть наша позиция по отношению к материальным вещам. Именно таким должно быть наше отношение ко всей природе, и не только к бамбуку, но и к солнцу, луне, звездам, земле, к деревьям, цветам и людям. Мы должны учиться смотреть, видеть и осознавать и благодаря этому становиться чрезвычайно восприимчивыми. Благодаря такой восприимчивости мы сможем стать единым целым или хотя бы слиться с вещами. А достигнув, такого единства, понимания глубокого родства и глубокого слияния со всеми вещами, мы сможем творить, по-настоящему творить, если у нас есть к этому способности.

III. Осознание людей

Если мы и осознаем людей, то, как правило, осознаем их не как человеческих существ, а как некие внешние объекты. Другими словами, мы осознаем другого человека только как материальное тело, воздействующее на наше материальное тело. Но осознавать людей таким образом недостаточно. Необходимо осознавать их как личностей.

Как это сделать? Как научиться осознавать других как личностей? Конечно, в первую очередь надо на них смотреть. Это звучит просто, но на самом деле очень трудно. Говоря «смотреть», я не имею в виду, что надо глазеть в упор. Вовсе не следует сверлить людей взглядом гипнотизера. Надо просто смотреть, но это не так просто, как кажется. Можно без всякого преувеличения сказать, что есть люди, которые никогда по-настоящему не смотрят на других и есть другие люди, на которых никто не смотрит по-настоящему. Вполне можно за всю жизнь, ни разу не взглянуть на другого человека или не удостоившись ничьего взгляда. А если мы не смотрим на людей, то не можем их осознавать.

Среди всего прочего, чем мы иногда занимаемся в Буддийской Общине Триратна, есть так называемые коммуникационные упражнения. Есть четыре вида этих упражнений, и первое - это «просто смотреть», то есть сидеть и смотреть, без всякого смущения, напряжения или истерического смеха, человека, который сидит напротив и тоже смотрит на вас. Это упражнение стоит первым, потому что не может быть никакого общения, никакого подлинного обмена с другим человеком, если вы его не осознаёте. Разумеется, общение - это целая наука. Я затрагивал ее в связи с совершенной речью, а здесь хочу только повторить, что общение ни коим образом не ограничивается речью. Оно может быть до такой степени непосредственным и тонким, что превращается буквально в телепатию. И если мы имеем дело с таким общением, то это, как правило, указывает на довольно высокий уровень осознанности людей. Более того, такая телепатическая осознанность, как правило, бывает взаимной.

В Индии встречается важная форма осознания другого человека, известная под названием даршан. Буквально даршан означает «взгляд» «видение» - этот термин используют для обозначения осознанности, свойственной духовному учителю. Обычно в Индии у каждого духовного учителя есть так называемый ашрам - духовный центр, где учитель живет, где вокруг него собираются ученики и куда приходят люди, чтобы его повидать. Обычно после вечерней службы, называемой арати, во время которой размахивают светильниками перед образом того почитаемого индуистского божества, учитель остается просто сидеть, а люди приходят. Если это знаменитый учитель, то люди приходят со всей Индии. Их число может измеряться не сотнями, а десятками тысяч; и единственное их занятие - сидеть и смотреть на учителя. Они «получают его даршан». Другими словами, они стараются его осознать - осознать как духовную личность, как живое воплощение духовного идеала.

Знаменитый Рамана Махариши, о котором я упоминал в разделе о совершенной речи, обыкновенно сидел в своем ашраме и «давал даршан» недели и месяцы подряд. Похоже, он просидел там не сходя с места лет лет пятьдесят, и я собственными глазами видел людей, которые приходили со всей Индии, чтобы посмотреть на него и осознать его. Очень часто они не задавали никаких вопросов и не вступали в разговор. Некоторые, правда, заговаривали, но большинство просто сидели, смотрели и осознавали. Они получали даршан. Согласно индийской духовной традиции, считается недостаточным просто слушать наставления учителя. Необходимо еще и осознавать его как духовную личность. Без такой осознанности получишь от учителя очень мало. Можно получить интеллектуально, но не духовно.

IV. Осознание высшей реальности

Осознавать высшую реальность - не значит о ней размышлять; это даже не значит размышлять о необходимости ее осознания. Лучше всего сказать, что осознание реальности представляет собой непосредственное, нерассудочное созерцание. Конечно, у него много видов, но я упомяну только об одном-двух.

Один из самых известных и широко практикуемых из них называется памятованием о Будде (или осознанием Будды), памятованием о Просветленном. Под этим понимается осознание личности Будды, в смысле осознания реальности, воплощенной в образе просветленного учителя-человека. Выполняя эту практику в виде регулярного упражнения, начинают с того, что внутренне осознают внешний облик Будды, - таким, каким он мог выглядеть две с половиной тысячи лет тому назад, когда бродил по дорогам Индии. Видишь или стараешься увидеть высокого безмятежного человека в желтом одеянии, который ходит из одного конца Северной Индии в другой, произнося проповеди и давая учения. Затем видишь, пытаешься внутренне осознать наиболее важные моменты его жизни, особенно, когда он, сидя под деревом бодхи, отражает в своем уме атаки полчищ Мары и обретает просветление. Можно представлять и разные другие эпизоды.

Затем вспоминаешь и осознаёшь духовные качества Будды: безграничную мудрость, бесконечное сострадание, великое спокойствие, безупречную чистоту и т. д. Осознав эти качества, стараешься проникнуть в суть состояния будды, в суть просветления, и осознать его. Другими словами, стараешься осознать самоё высшую реальность, выражающую себя, или даже просвечивающую, через личность или образ Будды, Просветленного.

Аналогично можно практиковать осознание шуньяты, или пустоты: осознание высшей реальности, свободной от всякого понятийного содержания, находящейся за пределами мышления и воображения и даже за пределами желания и устремления. Но такое осознание высшей реальности во всей его чистоте можно практиковать только имея некоторый предварительный опыт медитации.

Из всех уровней осознанности труднее всего удерживать уровень осознания высшей реальности. Поэтому разработано так много методов, помогающих удерживать постоянное памятование, или осознание, высшей реальности, абсолютного, запредельного. Один из таких методов - постоянное повторение мантры: священного слова или слога или последовательности слогов, обычно связанных с конкретным буддой или бодхисаттвой. Длительное повторение такой мантры - разумеется, при условии получения правильного посвящения - позволяет не только установить связь с тем, кому эта мантра принадлежит, но и постоянно сохранять эту связь, несмотря на все превратности судьбы, взлеты и падения, даже тяжких разочарования и трагедии повседневной жизни. В конце концов такое повторение становится спонтанным (но не автоматическим), оно постоянно продолжаясь, даже независимо от желания человека, так что тонкая нить, связывающая его с высшей реальностью, сохраняется даже в гуще дел и занятий, обязанностей и испытаний, а также и радостей повседневной человеческой жизни.

Таковы четыре основных уровня осознанности - осознание вещей, осознание самого себя, осознание других людей и, сверх всего, осознание высшей реальности. Каждый оказывает свое особое воздействие на человека, который его практикует. Так, осознание вещей такими, какие они есть на самом деле, освобождает нас от всякого налета субъективности. Осознание себя очищает нашу психофизическую энергию. Осознание других людей вдохновляет. И наконец, осознание высшей реальности изменяет, возвышает, преображает.
Все эти разные виды осознанности, каждый по-своему, делают свой вклад в процесс высшей эволюции. Все вместе и каждый в отдельности и они подводят нас очень близко к последней стадии пути - совершенному самадхи.

Сразу скажу: не существует простого способа прийти к полной осознанности. Это долгий путь, полный преодоления трудностей. Но, если вы поняли, что вам не нравится жизнь на автопилоте и в полусне, это можно изменить, повышая уровень осознанности. Вы уже ответили себе на вопрос «Зачем?», я отвечу на вопрос «Как?» коротко, без воды и эзотерики.

1. Квадрат

Предлагаю начать с этого упражнения. Сделайте его прямо сейчас. Оно поможет понять, где вы находитесь в текущий момент в разрезе всей жизни.

Нарисуйте квадрат и разделите его на 100 частей. Закрасьте верхние квадраты по количеству прожитых лет. Снизу закрасьте квадраты от 70 до 100. В России эти годы называют возрастом дожития, я предлагаю считать их временем осмысления и созерцания.

Вот мой квадрат.

То, что осталось незакрашенным, - это ваша предстоящая жизнь, оставшиеся активные годы. Как ощущения? Какие мысли навеяло? Какие чувства вызвало? Вопросы не риторические. Ответьте себе на них, в идеале запишите ответы.

2. Будильник

Заведите будильник, пусть он звенит каждый час. Когда будильник подал сигнал, подойдите к окну. Посмотрите вверх, на небо, вниз, на землю, вправо, влево, на машины, на людей. Кто они, как выглядят? Посмотрите на свои руки, оглядите себя. Что на вас надето?

Закройте глаза, прислушайтесь. Многие звуки наш мозг фильтрует. Услышьте их: шум вытяжки, голоса за окном, храп за стеной, своё дыхание. Сфокусируйтесь на каждом по отдельности, теперь услышьте их все вместе.

3. Дорогой дневник

Ведите дневник. Описывайте события дня и возникшие чувства, эмоции. Не критикуйте написанное, не оценивайте, не подбирайте слова - пусть пишется как пишется. Будьте откровенны, это никто не прочтёт.

Чтобы проще было начать, отвечайте каждый день на вопросы:

  • Что хорошего произошло сегодня?
  • Какие я при этом испытал чувства?
  • Почему я сегодня молодец?
  • Кого я хочу поблагодарить?
  • Главный вывод дня.

Дополните список.

4. Дыхательные практики

В любой непонятной ситуации наблюдайте за дыханием. Что значит наблюдать? Обращайте внимание и смотрите внутренним взором сюда:

  • Какой температуры вдыхаемый и выдыхаемый воздух?
  • Я дышу грудью или животом? А если попробовать наоборот?
  • Есть ли у дыхания звук?
  • Какие ощущения в ноздрях при вдохе-выдохе?
  • Какова длина вдоха-выдоха?

Концентрироваться на дыхании . Для освоения навыка можно использовать приложение для смартфона и вместе с ним дышать хотя бы пять минут в день.

Приложения работают примерно по одному принципу. Подаётся приятный звук - надо сделать вдох. Подаётся другой приятный звук - надо сделать выдох. Звуки сменяют друг друга, вы дышите.

Я пользуюсь приложением Health Through Breath от Saagara. Здесь можно регулировать длительность практики, уровень сложности, длину вдохов-выдохов, можно настроить дыхание с задержками.

5. Торможение

Целенаправленно замедляйтесь. Медленнее говорите, ходите, поворачивайте голову. Плавнее совершайте движения. Не торопитесь с ответами, реакциями. Хоть иногда тормозите до полной остановки, чтобы посмотреть, что вокруг, кто вокруг, как вокруг.

6. Амбидекстер

Развивайте обе руки. Если правша, делайте всё левой, и наоборот. Если сразу всё делать не получается, хотя бы просто ешьте, держа ложку в непривычной руке. Вы поймёте, что последний раз были так сосредоточены на поглощении пищи, когда вам было два года и вы учились есть ложкой. Можно чистить зубы, резать хлеб, открывать дверь ключом, для смелых - красить губы.

7. Бережное отношение к себе

Напоследок самая сложная из техник: берегите себя. Осознайте, что физические и эмоциональные ресурсы конечны и часто невосполнимы. Стресс, усталость, болезни, нервное истощение и вредные привычки понижают уровень осознанности. Здоровый, выспавшийся человек, который никуда не спешит, живёт более осознанно. Он чаще находится в состоянии «здесь и сейчас», поэтому счастливее.