Министр образования рф ольга васильева биография. Министры образования России. Интересные факты. Биография министра образования России. А что будет с ЕГЭ? У меня мама учитель, она переживает

04.03.2022 Шум в ухе

Министр образования и науки неожиданно сменился в России. Дмитрия Ливанова, прослывшего реформатором Академии наук сменила чиновница из администрации президента Ольга Васильева. Кто она такая — читайте в нашей рубрике "Вопрос-ответ":

Сколько лет новому министру образования Ольге Васильевой и где она училась?

О возрасте женщин обычно не спрашивают. Но поскольку Ольга Юрьевна теперь министр, мы расскажем. Ольга Васильева родилась в 1960 году. Она получила целых три высших образования. Является доктором исторических наук, профессором истории. При этом очевидно, она человек творческий, ибо первое высшее образование она получила на дирижерско-хоровом отделении Московского государственного института культуры.

После этого она отучилась на историческом факультете Московского педагогического института, а также выпустилась с факультета "Международные отношения" Дипломатической академии.

В позднесоветский период – с 1987 по 1990 год Васильева была аспиранткой Института российской истории Академии наук.

Затем защитила кандидатскую диссертацию. Кстати, тема исследования теперешнего министра образования была весьма занимательна для того времени — "Советское государство и патриотическая деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны".

Докторская степень ею получена после защиты диссертации на тему "РПЦ в политике Советского государства в 1943-1948 годы".

Где работала Ольга Васильева до назначения ее министром?

Хороший вопрос. Надо сказать, трудовая деятельность нового министра образования весьма любопытна. После аспирантуры и до 2002 года Ольга Васильева работала в Центре Истории религии и Церкви Института российской истории Академии наук, преподавала в Сретенской духовной семинарии. Затем она стала приближаться к околовластным институтам, возглавив кафедру религиоведения Российской академии государственной службы при президенте РФ.

До последнего времени Ольга Васильева занимала кресло заместителя начальника управления по общественным проектам. Также она числится профессором кафедры государственно-конфессиональных отношений РАНХиГС.

Что интересного есть в биографии Ольги Васильевой?

Ну, хотя бы ее тесная связь с религоведением. Сама Васильева в одном из своих интервью рассказывала , что родилась в религиозной семье. Именно поэтому и кандидатская и докторская диссертации, которые она защитила в 1990-е годы, посвящены деятельности Русской православной церкви в Великую Отечественную войну и первые послевоенные годы.

По сообщению "Коммерсанта", в 2013 году, Васильева была в числе организаторов выставки "Православная Русь. Романовы" в Манеже. Авторы выставки рассказывали, что Романовы сумели "победить внутренних и внешних врагов", а декабристы планировали повергнуть Россию в "кровавый хаос смуты".

Также Васильева читала лекции по патриотизму членам партии "Единая Россия". В частности, как пишет "Коммерсант", в одной из своих лекций она рассказывала , что Сталин проводил важнейшую работу по единению нации, занимался пропагандой русского языка и литературы, что и позволило ему выиграть войну с Гитлером.

Кроме того, Васильева - написала множество материалов про церковь. Среди них: „Церковный сталинизм“: легенды и факты, "Государственно-церковные отношения хрущевского периода" и т. д.

Также госпожа Васильева была в составе рабочей группы по разработке стандарта преподавания истории в школах.

Что Ольга Васильева собирается делать на посту министра?

Чиновница заявила, что на новом посту главными приоритетами ее работ станут забота об учителях и переосмысление опыта прошлых лет. "Извлечь лучший опыт, взять лучшее и двигаться вперед поступательно", — заявила госпожа Васильева. Судя по ее заявлениям, новый министр образования намерена обратить самое пристальное внимание на систему среднего образования.

"Сегодня у нас дети, завтра у нас народ", — сказала Васильева. По ее словам,нужно заботиться о материальном положении учителей. При этом она отметила, что в России нужно совершенствовать систему повышения квалификации учителей. О возможных кадровых перестановках в министерстве Ольга Юрьевна говорить не стала.

Министра образования Ольгу Васильеву сливают из министерства за новый ФГОС по русскому языку и литературе

Либерально-глобалистское лобби, 20 лет разрушающее некогда лучшее в мире русское (советское) образование по инструкциям западных кукловодов, перешло к финальной фазе операции по отстранению от должности министра образования Ольги Васильевой.

Поводом стало принятие нового, державно-ориентированного, образовательного стандарта по русскому языку и литературе. Против Васильевой по команде Высшей школы экономики выступили некие подписанты во главе с ректором ВШЭ Ярославом Кузьминовым и одним из главных идеологов разрушения традиционной системы образования Александром Асмоловым.

Вчера к ним присоединились ректоры еще двух вузов, сделавших состояния на реформе образования. Общественность, в лице Гражданского комитета возрождения образования и науки, выступила в поддержку министра.

Однако аппаратный вес птенцов ВШЭ, подержанных системными либералами в органах власти РФ, гораздо больше – поэтому без массовой поддержки министра со стороны педагогической и родительской общественности у нас есть шанс в ближайшее время получить вместо Васильевой очередного Фурсенко с его мечтами «воспитать потребителя».

На днях Ольга Васильева заявила о разработке революционного ФГОСа по русскому и литературе, призванного вернуть нас к лучшим традициям русской (советской) школы.

Суть его заключалась в том чтобы вернуться к утраченному благодаря фурсенкам единому образовательному пространству, унификации учебников, единым критериям для оценки результатов освоения учебного предмета. «Русская культура», «русская литература», «русский язык» называются в представленном командой Васильевой ФГОСе абсолютными ценностями, кроме того, стандарт уделяет первоочередное внимание осмыслению национально-культурной идентичности ребенка, воспитанию патриотизма, а также необходимости изучения литературной классики вместо любимых деятелями из ВШЭ людмил улицких.

Оппоненты Васильевой во главе с мужем председателя Центробанка ректором Высшей школы экономии Ярославом Кузьминовым и главным «реформатором» образования Александром Асмоловым тут же перешли в контратаку, распространив по СМИ явно заготовленное заранее письмо неких 800 подписантов из ВШЭ, РАО, ФИРО, психфака МГУ против нового ФГОСа. Суть этих писаний сводилась к причитаниям по поводу того что инициатива Васильевой сведет на «нет» все их «достижения» последних лет – что, кстати говоря, во многом является правдой. И слава Богу –скажет большинство нормальных педагогов, которые устали от асмоловской «вариативности» и «индивидиуальных траекторий развития».

Но Асмоловы –Кузьминовы и прочие фурсенки так не думают. Для них даже частичное наведения порядка в том бардаке, в который они превратили начальное и среднее образование, где детей не учат думать и не воспитывают, а просто натаскивают на ЕГЭ – это смерть. Просто потому что их не поймут заказчики и кумиры из транснациональных корпораций, стремящиеся не допустить возрождения России и закрепить за ней нынешний полуколониальный статус.

За минувшие десятилетия секта неолибералов выстроила жесточайшую систему, которая гарантировала ее от бунтов снизу-простой педагог или профессор, получающий 28 тысяч рублей в месяц, уже давно не смеет иметь своего мнения, отличного от мнения поставленного над ним «эффективного менеджера» в виде ректора или директора (зарплаты ректоров ведущих вузов доходят до 1-1,5 млн рублей, что превращает их в представителей совершенно иного сословия )

Но тут система дала сбой: в Минобрнауки произошла «революция сверху» - на либеральную монополию промывать мозги русским детям покусились не отдельные герои-педагоги и не родители, а сама министр образования. Этот удар был для господ вроде Асмолова посерьезней чем неудачная попытка Васильевой отбить уроки секспросвета зимой этого года и даже больше чем слив в сети компромата на одного из главных идеологов ВШЭ, Исаака Фрумина ).

И они решили «сносить» Васильеву. В ход пошла тяжелая артиллерия. На призыв Кузьминова и Асмолова откликнулся советник Президента и один из могильщиков российского образования Андрей Фурсенко и ряд ректоров-либерал глобалистов, в частности, ректор МПГУ Игорь Рымаренко и любящий выдавать себя за друга Президента (на самом деле, как говорят знающие люди,-- просто хороший знакомый премьера Дмитрия Медведева) ректор СПбГУ Николай Кропачев. Эти деятели вместе с упоминавшимся г-ном Кузьминовым написали Васильевой алармисткое письмо с предложением включить своих экспертов в комиссию по разработке новых ФГОСов.

В ответ на этот накат представители педагогической и родительской общественности решили организовать письма и прочие акции в поддержку Васильевой. Совет Гражданского комитета возрождения образования и науки распространил открытое обращение в поддержку министра.

Помимо подписавших обращение академиков и профессоров, это обращение, озвученное вчера на «круглом столе» в защиту русского языка, проходившем в рамках Форума православной общественной в Петербургском СКК, подержали ряд заметных деятелей культуры, Русской православной Церкви и общественных объединений в частности, институт Общественного уполномоченного по защите семьи и АРКС

Как сообщает сайт Министерства образования и науки России, сегодня, 28 марта, завершается внесение предложений по доработке проекта Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) Надеемся, что Ольге Юрьевне все-таки удастся настоять на своем и спасти образование наших детей от системных либералов.

Список министров образования России пополнился новым именем. Этим событием ознаменовался целый ряд перемен в Минобрнауки. В августе 2016-го был назначен новый министр образования России.

Пост заняла О. Ю. Васильева, ранее работавшая зам. начальника Управления администрации президента РФ по общественным проектам. Ею на должности был сменен Дмитрий Ливанов, возглавлявший ведомство с 2012 года. Ливанову была поручена работа спецпредставителя президента РФ по торгово-экономическим связям с Украиной.

Оценка Кремля

Новый министр образования России Ольга Васильева, пребывая на прежней должности зам. начальника Управления президента, зарекомендовала себя как высококлассный эксперт в вопросах образования и науки. Ею ведется постоянный диалог с представителями профессионального сообщества. Как чиновник она отличается особо ценным качеством - высокой работоспособностью. Так было прокомментировано новое назначение в беседе с журналистами ТАСС начальником Управления президента РФ по общественным проектам Павлом Зеньковичем.

Новый министр образования и науки России является «своим человеком» в научном и педагогическом и сообществе; прекрасным экспертом, осведомленным обо всех проблемах этой сферы изнутри, добавил чиновник.

По словам П. Зенковича, назначение Ольги Васильевой на должность министра является в определенном смысле потерей для Управления, но в то же время и честью, поскольку президентом принято решение именно сотруднику Управления поручить выполнение столь ответственных задач.

Чиновник напомнил журналистам, что О. Васильева начала работать в Управлении с самого момента его создания, т. е. 3 с половиной года назад. Ею было взято на себя решение вопросов, касающихся содержательной части системы образования. Ранее в правительстве О. Васильева также занималась проблемами образования. Свою трудовую деятельность она начинала школьным учителем. По мнению П. Зеньковича, Ольге Васильевой прекрасно удается находить общий язык со многими представителями научного сообщества и высшей школы.

Кандидатура Ольги Васильевой на пост министра образования и науки была предложена В. Путину председателем правительства Дмитрием Медведевым, который считал, что этим может быть достигнута интенсификация работы по приоритетным направлениям, в том числе в сфере образования. Президент с этим предложением согласился.

Знакомство

О. Ю. Васильева является российским государственным деятелем, историком, религиоведом, педагогом, доктором исторических наук, профессором, действительным государственным советником РФ 2 класса. Она стала первой в российской истории женщиной на посту министра образования и науки.

Кроме того, с 2002 года О. Васильева заведует кафедрой гос.-конфессиональных отношений ИГСУ РАНХиГС, является профессором Московского гуманитарно-экономического ун-та.

Биография министра образования России: ранние годы

Будущий министр род. 13.01.1960-го в г. Бугульме (Татарстан) в семье школьных учителей. С 1979-го (после окончания дирижёрско-хорового отделения института культуры в Москве) по 1982-й работала учителем пения в столичных школах.

В 1982-м году Ольга Васильева поступила в Московский государственный пединститут на вечернее отделение исторического факультета, помимо учебы, работала в московской школе №91 учителем истории. В 1987-м О. Васильева окончила учебу в институте и продолжила свое образование, поступив в аспирантуру Института истории СССР.

Научная деятельность

Биография министра образования России Васильевой О. Ю. содержит богатую информацию о ее научной работе. В 1990-м под научным руководством Г. Куманева (Институт истории СССР) Ольга Васильева защитила кандидатскую диссертацию. Ее работа была посвящена отношениям государства и православной церкви, а также патриотической деятельности православной церкви в годы ВОВ. В качестве официальных оппонентов выступили: канд. исторических наук Ю. Шарапов, В. Г. Овчинников. Впервые в российской историографии была описана история РПЦ и отношения церкви и государства в ХХ в.

В 1998-м О. Васильева защитила докторскую диссертацию, посвященную новейшей истории русской православной церкви. В 1991—2002 годах местом ее работы был центр истории церкви и религии (институт российской истории РАН). Здесь Васильева О. В., начав с должности мл. научного сотрудника, «доросла» до руководителя центра. В 2002-м была назначена руководителем кафедры гос.-конфессиональных отношений РАНХиГС (Российская академия нар. хозяйства и госслужбы) при президенте РФ. В 2003-м начала преподавать в духовной семинарии на Сретенке.

В 2007-м Васильевой О. В. было окончено обучение в дипломатической академии МИД России (специальность: «международные отношения»).

Публикации

Васильева О. Ю.- автор более 160 научных работ. Она является руководителем более 25 кандидатских и 3 докторских диссертаций. В сферу ее научных интересов входит история Русской православной церкви в ХХ веке, отношения государства и церкви в период СССР, проблемы международных отношений, религиозно-политический экстремизм и т. д. С 1989-го по 2008-й ею опубликовано в соавторстве более 90 статей на темы богословия.

Кроме того, Ольга Васильева - член редколлегий нескольких научных журналов, председатель диссертационного совета по философии и антропологии, зам. председателя диссертационного совета по вопросам теологии при президенте РФ.

На государственной службе

В феврале 2012-го Васильеву назначили зам. директора департамента культуры правительства. В 2013-м она приступила к исполнению обязанностей заместителя руководителя управления по общественным проектам при Администрации президента РФ.

В 2014-м выступила в качестве одного из инициаторов дискуссии о консерватизме в Общероссийском народном фронте. В последующие годы Васильева О. В. трудилась в качестве члена совета по подготовке программ курса отечественной истории при минобразовании РФ, комиссии по делам религиозных объединений, комиссии по делам инвалидов, совета по освещению религиозных тем в СМИ.

Указом президента в сентябре 2014-го ей был присвоен чин действительного государственного советника 2 класса. В августе 2016-го указом президента она назначена на пост министра образования.

Резонанс

Это назначение вызвало широкий резонанс в обществе, на него откликнулись многие известные лица, представители ученого, педагогического и религиозного сообществ.

Религиозным и общественным деятелем протодиаконом Андреем Кураевым новый министр образования охарактеризован как человек, знающий множество ещё неоткрытых страниц новейшей церковной истории. По его мнению, совершенно беспочвенными являются имеющие место опасения относительно усиления клерикальных влияний на ведомство после назначения Васильевой. Кураев назвал нового министра серьезным ученым. Аналогичная оценка дана ученым-физиком Андреем Заякиным. Научная компетенция О. В. Васильевой не повлияет на дело, которым она будет заниматься на посту министра.

Как считает директор Института государственной службы и управления доктора юридических наук Игорь Барциц, Васильеву отличает умение достойно, взвешенно и спокойно "держать" любую аудитории, будь то 17-летние подростки-бакалавры, студенты или представители государственных управленческих структур.

Министры образования России

Министерство образования в России существует с 1990 года. В марте 2004-го Указом Президента на базе данного ведомства было создано Министерство образования и науки РФ. Министры образования России назначались главой государства и занимались вопросами обеспечения доступного качественного образования для населения. Каждый из занимавших данный пост чиновников отличался высоким уровнем компетентности и стремлением, находясь на доверенной ему должности, принести максимальную пользу родине. Министры образования России, в разные годы заступая на пост, занимали его в течение различных по продолжительности сроков. Их список, начиная с 1990 года, состоит из имен:

  • Эдуарда Днепрова. Заступил на пост в 1990-м. Исполнял обязанности до декабря 1992-го, когда был назначен на должность советника президента РФ.
  • Евгения Ткаченко. Возглавлял министерство с декабря 1992-го по август 1996-го.
  • Владимира Кинелева. Руководил ведомством с августа 1996-го по февраль 1998-го.
  • Александра Тихонова. Пребывал во главе министерства минимальный срок - 212 дней, с марта по сентябрь 1998 года. Покинул пост после отставки правительства С. Кириенко.
  • Владимира Филиппова. Был назначен в сентябре 1998-го, ушел с поста в марте 2004-го.
  • Андрея Фурсенко. Сменил предшественника в марте 2004-го. Находился на посту дольше, чем другие министры образования России - целых 2995 дней, до мая 2012-го.
  • Дмитрия Ливанова. Пришел в министерство в мае 2012-го. В 2016-м был назначен специальным представителем президента РФ по экономическим и торговым связям с Украиной.

Его преемником стала Ольга Васильева, в августе прошлого года заступившая на пост.

Переформатирование

Сразу после назначения Васильевой на должность в августе в Минобрнауки начались перемены. Новым министром были сняты с должности несколько заместителей. Кроме того, произошло коллективное добровольное увольнение целой группы сотрудников департамента науки.

За сравнительно короткий период в окружении Васильевой было произведено несколько отставок. Назначение состоялось пока только одно: в декабре прошлого года по распоряжению премьера РФ был назначен новый заместитель министра образования России. Им стала Ирина Кузнецова, по профессии учитель химии и биологии, имеющая опыт работы в 2-х крупных российских издательствах.

Смену кадров в Минобрнауки политологи объясняют двояко. Одними в происходящем усматривается обычный процесс подбора новым главой ведомства подходящих сотрудников. Другие считают, что в министерстве могут произойти существенные перемены по отношению к науке.

Ольга Васильева родилась 13 января 1960 года в городе Бугульма, Республика Татарстан. Девочка воспитывалась в религиозной семье, поэтому не случайно ее дальнейшая научная деятельность всегда тесно переплетена с религией. В раннем детстве ее воспитывала бабушка.

Из средней школы Ольга выпустилась в четырнадцать лет, прослыв юным вундеркиндом. С детства девушка отличалась от сверстников своими умственными способностями и неумолимой тягой к знаниям. В 1979 году окончила дирижерско-хоровое отделение Московского государственного института культуры.

Следующие три года работала учителем пения в школах № 578 и № 91 города Москвы. В 1982 году поступила на вечернее отделение исторического факультета Московского государственного заочного педагогического института, который окончила в 1987 году. Далее преподавала отечественную историю в старших классах школы № 91.

С 1987 по 1990 год обучалась в аспирантуре Института истории Академии наук СССР. По ее окончании защитила диссертацию на тему «Советское государство и патриотическая деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны», получив ученую степень кандидата исторических наук.

Затем, на протяжении четырнадцати лет Васильева работала в Институте истории Академии наук СССР. Прошла путь от младшего научного сотрудника до ведущего научного сотрудника и руководителя Центра истории религии и Церкви Института российской истории РАН. В 1999 году присвоена степень доктора исторических наук, после успешной защиты диссертации на тему: «Русская Православная Церковь в политике Советского государства в 1943-1948 гг.».

В 2002 году Ольга Юрьевна возглавляет кафедру религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. С 2003 года преподает в Сретенской духовной семинарии. Через два года Васильевой присвоено ученое звание профессора. Под ее умелым руководством подготовлено и защищено три докторские и свыше двадцати пяти кандидатских диссертаций. В 2007 году ее количество дипломов о высшем образовании пополнилось: Ольга Юрьевна окончила Дипломатическую академию МИД России по специальности «Международные отношения».

Васильева является автором более ста шестидесяти научных работ. Интересуется вопросами из области политики и религии, в частности, влиянием церкви СССР на государство и на ход Великой Отечественной войны, проблемами религиозного экстремизма, взаимоотношениями церковного института России и внешней политики.

Ольга Юрьевна неоднократно читала лекции по патриотизму для членов партии «Единая Россия», являлась одним из организаторов выставки, посвященной династии Романовых. Авторы выставки пытались донести до общественности, что Романовы смогли «придушить» восстания своих врагов, а декабристы пытались повергнуть страну в «кровавую смуту». Интересным является отношение Ольги к Сталину. На своих лекциях доктор истории рассказывала, что генеральный секретарь проводил важнейшую работу по единству нации, пропагандируя язык и литературу, что, хотя и косвенно, но внесло вклад в победу над фашистской Германией.

В феврале 2012 года Васильева назначена на должность заместителя директора Департамента культуры Правительства Российской Федерации. В начале 2013 года стала заместителем начальника Управления Президента РФ по общественным проектам, где курировала вопросы, связанные с реализацией общественных проектов в области образования, осуществляла взаимодействие с общественными объединениями и иными структурами гражданского общества.

Также Васильева входила в состав Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве России и рабочей группы Комиссии при Президенте РФ по делам инвалидов по вопросам создания условий для участия инвалидов в культурной жизни общества.

В 2014 году Ольге Юрьевне присвоен классный чин действительного государственного советника РФ II класса. В том же году вошла в состав рабочей группы по подготовке концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. Проявив себя как опытный и компетентный руководитель, Васильева назначена на должность Министра образования и науки Указом Президента Владимира Путина от 19 августа 2016 года, став первой женщиной в истории России, занимающей этот пост.

Ольга Васильева является Почетным профессором Московского государственного гуманитарно-экономического университета. Член Международной ассоциации истории религий. Входит в состав редколлегий журналов «Наука и религия», «Государство, религия, церковь в России и за рубежом», «Историко-религиоведческие исследования». Являлась членом Совета по освещению религиозной тематики в электронных СМИ при Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

Возглавив министерство, чиновница заявила, что ее главной задачей станет забота о преподавательском составе, а также переосмысление опыта предыдущих лет. Ольга Васильева собирается взять лучшее из прежней системы образования и дополнить ее некоторыми необходимыми современными нововведениями.

Образования прошли в пересудах, чего ждать российским учителям от нового руководителя. Блогеры и журналисты наперегонки искали сомнительные моменты в биографии министра, важные аспекты ее научной деятельности и знаковые фразы из публичных выступлений. Вопросов и опасений множество: какие первые шаги предпримет первая в истории страны женщина, занявшая этот пост, как будет отстаивать интересы учителей и ученых и будет ли продолжать линию, которую вел министр Ливанов.

Но больше всего пересудов вызвало религиозно-научное прошлое нового министра, которая, как известно,

является глубоко верующим человеком, лично дружна с патриархом Кириллом и при этом часто выступала с лекциями, которые многим казались пропагандистскими.

Васильева — доктор исторических наук, входит в совет по подготовке программ (курс «Отечественная история») при Министерстве образования и науки, занималась разработкой нового учебника истории. Является членом Комиссии по делам религиозных объединений при правительстве, с 1991 по 2002 год работала в , а сама начинала профессиональную деятельность как учитель.

Профессор церковных наук

В сферу научных интересов входят отношения и государства в XX веке, международные отношения, церковь и внешняя политика, вопросы религиозно-политического экстремизма. Все это породило вопросы, чего ждать от нового министра, многолетняя публикационная деятельность которого связана с тематикой отношений церкви и государства и которая на своих лекциях рассказывала об объединении народа вокруг фигуры Сталина.

Среди последних ее публикаций — статья 2014 года «Внешнеполитическая деятельность Русской православной церкви в первые послевоенные годы» и статья 2012 года «Политическое управление этнокультурным процессом на юге России в конце XX — начале XXI века».

В своих работах Васильева затрагивала различные аспекты взаимодействия церкви и светских властей в СССР, исследовала биографии отдельных церковных деятелей.

Так, в 1999 году вышла ее монография «Русская православная церковь в политике Советского государства 1943-1948 годов», а в 2005 году — статья «Государственно-церковные отношения хрущевского периода». Объектами ее научного интереса становились такие священники, как митрополит Сергий Воскресенский, митрополит и Николай Ярушевич и другие представители российского духовенства XX века.

«Советское государство и патриотическая деятельность Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны» — так называлась кандидатская диссертация Васильевой, которую она защитила в 1990 году. А уже в 1998 году она стала доктором исторических наук, защитив диссертацию на тему «Русская православная церковь в политике Советского государства в 1943-1948 годы».

Среди откликов на назначение можно найти диаметрально противоположные —

от «на российской науке можно поставить православный крест» и «просто караул» до «серьезный ученый» и «подарок к празднику».

За царя

Как Васильева рисует идеальные отношения человека и государства, можно понять из недавней лекции, с которой она выступала на форуме «Территория смыслов». Там Васильева несколько раз повторила, что патриотизм предполагает «подчинение личных интересов интересам государства».

Объясняя становление на Руси понятия «патриотизм», Васильева приводила такие цитаты : «Измена правителю расценивается как измена отечеству», «Российскому государству и русскому царю нельзя изменять. Их следует любить и защищать».

У любого слушателя лекции не должно было остаться сомнений в том, что такое истинный патриотизм. Это «согласование общего блага с общественным», а «интерес нации — это высший интерес для всякого истинного гражданина».

Кстати, в этом же выступлении будущий министр заявила, что масштабы жертв сталинских репрессий сильно преувеличены,

Видимо, из-за этих убеждений министра главный редактор Алексей решил покинуть общественный совет при вскоре после ее назначения. Венедиктов заявил, что взгляды нового министра, в частности на отношение к церкви и религии,

не соответствуют его взглядам и Конституции России.

Впрочем, не все видят угрозу светским устоям российского образования в приходе открыто религиозного министра. «Ее личная научная компетенция в выбранной ею дисциплине не имеет отношения к делу, которым она собирается заниматься, — сказал «Газете.Ru» основатель сообщества «Диссернет» Заякин. — А именно ей предстоит бороться с жуликами, торговавшими диссертациями в стенах ВАКа, предстоит назначить нормальных людей вместо ректоров-плагиаторов, которых насчитывается до 70 человек, вычистить диссоветы и так далее.

Все плохое, включая вполне светское мракобесие, гравицапу и фильтры Петрика, что могло случиться с российским образованием, уже случилось».

При этом физик заявил, что в «Диссернете» очень рассчитывают на встречу с новым министром для прояснения ее позиции по вопросам плагиата в диссертациях.

«Ольга Юрьевна — серьезный ученый, религиовед, у нее нет неофитских очков. Она знает много еще закрытых (и бесславных) страниц церковной истории ХХ века. Поэтому и к патриарху относится как к политически аппаратной фигуре, а не как к оракулу. Не думаю, что она станет проводить «клерикальную» политику», — высказался протодиакон Андрей Кураев.

В настоящее время Васильева заведует кафедрой государственно-конфессиональных отношений в , поэтому символичным оказалось ее первое появление на публике в этом вузе в свой первый рабочий день — на Всероссийском совещании учителей. Изначально планировалось, что совещаться с учителями приедет , однако назначение нового министра произошло накануне

и в академии не успели напечатать новые программки: в расписании по-прежнему значилось имя старого министра.

Будет ли душно

В надежде узнать о планах нового министра и услышать от него какие-то сигналы научно-преподавательскому сообществу отправились и журналисты. Министр приехала в строгом черном костюме, ее встретил ректор академии , а охрана вуза успешно предотвратила попытки журналистов приблизиться к Васильевой, заявив, что вышедших из коридора корреспондентов не пустит обратно.

Кстати, духота в актовом зале трижды стала причиной упреков в адрес ректора академии со стороны Медведева,

попросившего починить кондиционер «за счет внутренних резервов», а не приходить за деньгами к властям.

«Прошу любить и жаловать нового министра», — представил Васильеву глава правительства собравшимся со всей страны учителям. Однако никаких сигналов и новых «смыслов» от министра на форуме не прозвучало, во вступительном слове она лишь подчеркнула важность Всероссийского педсовета и в дальнейшем брала слово лишь как модератор дискуссии.

К сожалению журналистов, общение с прессой и ответы на тревожащие вопросы в этот день также не входили в планы нового министра, академию она покинула через другой выход.

Как выяснилось, учителей, в том числе собравшихся на Всероссийский педсовет, назначение нового министра еще накануне взволновало не меньше, и большинство успело ознакомиться с ее научным прошлым.

«Конечно, вопросы возникли, все, конечно, познакомились с ее биографией, с темой диссертации, и все надеются, что решения, которых все боятся — потери светского образования, введения основ православной культуры с 1-го по 11-й класс, — без общественного обсуждения приниматься не будут. Более того, мы считаем, что введение астрономии нужно вернуть хотя бы в рамках курса физики.

Многие согласны, и вчера об этом говорилось, что система образования устала от преобразований, и хочется, чтобы нам просто дали поработать»,

— рассказал «Газете.Ru» учитель программирования Андрей.

«Я спокойно отношусь к этому назначению и надеюсь, что нам дали умного человека, который поймет, что лучшее надо сохранять, — пояснила директор академической гимназии №56 Майя Пильдес. — Как член общественного совета Минобрнауки, я считаю, что к этому лучшему относится и светскость нашего образования. На этот счет идут очень серьезные разговоры,

и много серьезных и солидных людей поддерживают принцип светскости, и большинство педагогического сообщества страны придерживается такого же мнения.

Слово «угроза» я бы не употребляла и, надеюсь, здравый смысл возобладает».

По информации «Газеты.Ru», министр еще не встречалась с аппаратом министерства. Ее знакомство с подчиненными состоится в понедельник, тогда же, возможно, она объявит о планах по кадровым назначениям.